Переизбыток дошкольных учреждений в определенных районах Шымкента привел к тому, что некоторые частные детсады в стремлении привлечь к себе большее число воспитанников стали принимать детей чуть ли не бесплатно. Об этом и других наболевших вопросах говорили члены Казахстанской ассоциации дошкольных организаций на прошедшем в Шымкенте круглом столе «Пути решения проблем частных дошкольных организаций, развитие и обеспечение качества образования».
По словам учредителя частного детского сада, члена Казахстанской ассоциации дошкольных организаций (КАДО) Карлыгаш Сарсенбековой, в погоне за получением госдотаций некоторые детсады Шымкента стали значительно снижать так называемую родительскую плату, а кто-то и вовсе ее убрал.
Каков масштаб этого явления, никто сейчас не знает. Нет никаких официальных данных о количестве и специфике «благотворительных» детсадов, а точнее о том, какая часть в каких пределах снизила родительскую плату, а сколько организаций вообще принимают детей бесплатно. Однако, как предположила в комментариях «Къ» Карлыгаш Сарсенбекова, судя по поступающим в КАДО сведениям, подобная практика охватила около одной пятой части частных детсадов Шымкента. Конечно, эти данные никем не подтверждены, но активисты ассоциации намерены найти хотя бы косвенные доказательства и свидетельства – к примеру, фото и сканы объявлений.
Кстати, по словам г-жи Сарсенбековой, такая «благотворительность» носит избирательный характер и касается только приема детей 3-6-летнего возраста. То есть той категории, на которую частным организациям государство выделяет доплату. По мнению эксперта, корень проблемы кроется в большой концентрации детских садов в определенных районах города, вследствие чего предложение превысило спрос населения.
Больше садов – больше соперников
Спикер отметила, что если до недавнего времени город ощущал острую нехватку детских садов, то сегодня охват детей трех лет дошкольным воспитанием и обучением составляет 95%. В общей сложности, по ее данным, в Шымкенте действует 495 детсадов, 375 из них частные. «Шымкент почти достиг стопроцентного охвата детей дошкольным воспитанием, – сказала Карлыгаш Сарсенбекова. – По количеству частных детских садов он опережает остальные города страны. Кардинально изменить ситуацию и сократить дефицит мест в дошкольных организациях удалось благодаря привлечению в эту сферу частного сектора».
Однако очевидно, что этот процесс получил неравномерное развитие: если в одних районах города избыток дошкольных учреждений, то новые жилые массивы, наоборот, испытывают их недостаток. «Совместно с региональной палатой предпринимателей мы (КАДО. – «Къ») разработали карту с расположением частных дошкольных учреждений (ЧДО) по Шымкенту, на которой четко видно, в каком районе идет их большое скопление, – продолжила спикер. – Мы неоднократно обращались в управление образования с предложением провести мониторинг по количеству ЧДО, наличию или отсутствию потребности открытия новых детсадов в том или ином районе. Но нам отказали».
Между тем директор КАДО по Шымкенту Диана Караманова допускает, что неурегулированность этого вопроса исходит из огромного количества детсадов, проконтролировать которые тотально управление образования не в силах. «Я не понимаю, зачем давать разрешения открывать ЧДО там, где и так очень много детсадов со свободными местами?! – недоумевает она. – Ведь тем самым создается конкуренция. Недавно глава государства призвал не открывать школы там, где учебные заведения со свободными местами, а строить там, где есть их недостаток. То же самое должно быть и с детсадами».
Меню из бесплатной оплаты
Участников круглого стола также волновал вопрос питания в «благотворительных» детсадах.
«Некоторые коллеги говорят, что им хватает суммы госдотаций, – поделилась Диана Караманова. – Но такой статьи расходов нет в подушевом финансировании. Питание должно взиматься с родительской оплаты. А если ее нет, извините, чем тогда кормят детей?! Вопрос стоит очень остро. Ведь речь идет о наших самых маленьких согражданах, которые не могут за себя постоять».
В свою очередь Карлыгаш Сарсенбекова уточнила, что сумма подушевого финансирования расходуется в основном на три статьи – комуслуги, зарплата, налоги, и она их не всегда перекрывает. А ежедневная норма питания на одного ребенка в дошкольных организациях в возрасте от трех до семи лет составляет 527,94 тенге, из них 27 тенге идут на хознужды. И на логично возникающий вопрос – на какие деньги тогда закупается и готовится еда – вытекает очевидный ответ.
«Мы предполагаем, что на питании, его качестве, полноте и регулярности попросту экономят. Можно сделать вывод, что такие детсады не выполняют требований по нормам питания. В связи с этим у нас есть ряд вопросов к акимату. Могут ли учредители ЧДО взимать сумму родительской оплаты ниже установленной нормы? Можем ли мы игнорировать и не исполнять постановление акима №83 от 29 декабря 2017 года («Об утверждении государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение, размера родительской платы». – «Къ»)? Можем ли мы расходовать средства из суммы подушевого финансирования на расходы по питанию детей?» – сказала г-жа Сарсенбекова.
В погоне за показателями было упущено самое главное – качество предоставляемых услуг, считают в КАДО. Поэтому для урегулирования и решения проблемы члены ассоциации предложили проверить те сады, которые принимают детей по заниженным суммам родительской оплаты и бесплатно, в первую очередь на исполнение норм и качества питания, а также выяснение, из каких средств оно оплачивается.
ЧДО просят прибавки
Не менее важным с точки зрения участников мероприятия является и вопрос транспортных расходов. Отдельные спикеры недоумевают, каким образом их коллеги обеспечивают развозку детей при меньших денежных затратах. Как оказалось, данная проблема напрямую связана с другим аспектом, а именно с недостаточным подушевым финансированием ЧДО.
«С 5 февраля этого года начал действовать приказ министра образования РК от 27.11.2017 г. №597 «Об утверждении методики подушевого нормативного финансирования дошкольного воспитания и обучения, среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования». Согласно расчетам по утвержденной единой методике, в дошкольных организациях норматив подушевого финансирования в 2018 году в Южно-Казахстанской области и по городу Шымкенту должен был составлять 25 530,54 тенге для города и 27 900,85 тенге для сельской местности. Однако до сих пор в Шымкенте на одного ребенка в месяц выделяется по прежнему 20 988 тенге», – сообщила Диана Караманова.
Директор городского филиала КАДО напомнила, что по правилам размер подушевого нормативного финансирования не должен быть ниже норматива, рассчитанного по методике, и финансирование идет за счет республиканского и местного бюджетов. По ее словам, проблема поднималась на разных уровнях. В том числе была изложена в письме в городской отдел образования Шымкента (ныне управление. – «Къ»). В ответе, пришедшем из управления образования тогдашней ЮКО, говорилось: деньги на эти цели в республиканском бюджете не предусмотрены, необходимо запросить их в местном.
В свою очередь отдел экономики и финансов Шымкента сообщил, что этот вопрос будет рассмотрен на следующей сессии маслихата. Между тем решить его нужно скорее. Как пояснила Диана Караманова, повышение суммы подушевого финансирования необходимо также и для выполнения поручения главы государства – увеличить с января 2019 года минимальную зарплату до 42 тыс. тенге.
Не заглядывай в чужой карман
Так как представители управления образования и акимата на круглый стол не пришли, просьбы помочь в решении этого и других вопросов предприниматели адресовали присутствовавшему депутату маслиxата Шымкента Ермеку Дарменову. Он заявил, что впервые слышит о сложившейся ситуации. И дал слово воспользоваться своим «оружием» – депутатским запросом, который направит в управление образования. А после – способствовать положительному решению вопроса на ближайшей декабрьской сессии.
Г-н Дарменов также пообещал довести до сведения управления образования необходимость урегулировать вопрос с равномерным расположением дошкольных учреждений по городу. Правда, заметил, что, возможно, бесплатные сады и сады со сниженной оплатой финансируются спонсорами, и в целом неправомерно считать чужие деньги.
Начальник отдела развития человеческого капитала палаты предпринимателей Шымкента Мадина Турсунбекова, поддерживающая инициативы КАДО, в то же время предостерегла от перегибов. «Проверка ЧДО – это компетенция местных исполнительных органов, – отметила она. – В то же время нельзя кошмарить бизнес. Нужно разъяснить предпринимателям, чтобы они не нарушали закон и все работали на равных условиях».
Где же наша доля?
Мадина Турсунбекова также пояснила «Къ» позицию палаты по поводу прозвучавшей на круглом столе просьбы предпринимателей о снижении тарифов на комсулуги: «Это – особый, социально ответственный бизнес; ЧДО занимаются образованием, выполнением госзаказа. Конечно, снижение бремени высоких тарифов на комуслуги путем предоставления каких-то льгот и преференций облегчило бы их деятельность. Но, к сожалению, закон не позволяет это сделать – решить вопрос можно на более высоком уровне».
Представители монополистов порадовали предпринимателей только одной вестью – о всеобщем снижении тарифов с начала следующего года.
В заключение Диана Караманова подняла еще одну важную для всех участников рынка проблему: «Коллеги уже много лет спрашивают: где в нашем бизнесе доля предпринимателя? Потому что дотационные деньги – подотчетные, расходуются на целевые направления. Родительская оплата идет на питание и поднимать ее мы не имеем права. И где внутри всего этого доля предпринимателей?! Мы же все-таки вложили деньги, чтобы открыть этот бизнес. Ни один магазин не выставляет товар по приобретенной у оптовика цене. В его стоимость закладывают транспортные расходы, арендную плату и другие расходы. А почему мы не можем поднять стоимость родительской оплаты? Сады ведь все разные, почему нас всех уравняли?! Почему нам вообще диктует не рынок?!». Впрочем, данные вопросы в очередной раз повисли в воздухе.