Ресурсы

О чем говорили главы СНГ в ходе неформального саммита

Ряд моментов неформального саммита, прошедшего в Санкт-Петербурге и отсутствие в публичном пространстве каких-либо его итоговых документов невольно наводят на мысль, что прошедшее мероприятие было далеко не простым

В Санкт-Петербурге 6 декабря прошел неформальный саммит глав государств СНГ. Несмотря на отсутствие подведения его итогов, похоже, он имел особое значение и был тесно связан с состоявшимся заседанием Высшего Евразийского экономического совета. Ведь на саммит прибыли все лидеры стран Содружества.

Назвать неформальным прошедший в Санкт-Петербурге саммит глав стран СНГ хоть и можно, но с некоторой натяжкой. Да, были очень даже дружеские приветствия в фойе фешенебельного отеля Corintia на Невском проспекте. Да, были вполне искренние улыбки. Даже совместный просмотр «Щелкунчика» в Мариинке и предновогоднее шампанское было. Вот только ряд моментов этого неформального саммита, попавших в объектив операторов главным образом российских федеральных телеканалов, равно как и отсутствие в публичном пространстве каких-либо его итоговых документов, невольно наводят на мысль, что прошедшее в северной столице России мероприятие было далеко не простым. И организовано уж точно не для того, чтобы лидеры стран СНГ рванули в Санкт-Петербург ради поздравления друг друга с наступающим Новым годом.

Неформальный, да не совсем

Первым признаком, скажем так, некоторого отсутствия неформальности прошедшей встречи являлась одежда первых руководителей стран Содружества. Никаких свитеров, пуловеров или джемперов. Напротив, все очень строго: сугубо деловой костюм темных расцветок и обязательно галстук! Последний также исключительно в духе новых течений официоза – красный, но не как у Трампа, а на два-три тона темнее, сиреневый либо фиолетовый без каких-либо крапинок. По протоколу и общая фотография участников будто бы не неформального саммита. В центре хозяин принимающей стороны Владимир Путин, все остальные выстроены строго в алфавитном порядке. Как результат – беспрецедентное явление: президент Азербайджана Ильхам Алиев оказывается рядом с премьер-министром Армении Николом Пашиняном

Кстати, очень похоже, что все это было заранее спланировано и оговорено. Поскольку несколько позже Алиев и Пашинян вновь оказались вместе в одной компании буквально в шаге друг от друга. Да и еще и с бокалами шампанского в руках. Поздравляли артистов балета Мариинского театра с наступающим Новым годом. Конечно, рядом были и Владимир Путин, кыргызский президент Сооронбай Жээнбеков, президент Молдовы Игорь Додон и глава Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, но сам факт весьма и весьма интересен и в какой-то степени обнадеживающий.

Вместо ралли в Каракумах

Впрочем, куда более удивительным оказался приезд на сей вроде неформальный саммит глав Содружества туркменского Аркадага. Обычно мероприятия подобного рода он не жалует, предпочитая в дни их проведения посещать конефермы с ахалтекинскими скакунами или устраивать сумасшедшие гонки по пескам Каракумов на собранном по его чертежам автомобиле. Что отчасти понятно: Туркменистан, находясь в числе основателей СНГ, так и не ратифицировал устав этой организации. Но в этот раз Гурбангулы Бердымухамедов все же нашел время посетить Санкт-Петербург. Можно, конечно, предположить, что дабы балет посмотреть, который в Туркмении так и не возродился после того, как в 2001 году его запретил первый президент этой страны Сапармурат Ниязов. Однако есть подозрение, что дело не в «Щелкунчике» и не в неких «подведениях итогов года», о которых так и ничего не известно.

Вероятнее всего, основная причина приезда в северную столицу РФ всех без исключения лидеров стран СНГ кроется в итогах другого мероприятия, которое в стенах все того же отеля на Невском проспекте завершилось буквально за несколько минут до появления Гурбангулы Бердымухамедова, президента Таджикистана Эмомали Рахмона и лидера Узбекистана Шавката Мирзиеева. И надо сказать, на заседании Высшего Евразийского экономического совета, участие в котором приняли президенты Казахстана, России, Беларуси, Кыргызстана, Армении и присоединившийся к ним в статусе наблюдателя президент Молдовы, было явно не до «Щелкунчиков» или шампанского. Все потому, что вопросы там решались, которые однозначно затрагивали интересы, пожалуй, не только стран СНГ, но и целого ряда других государств, сотрудничающих с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).

Было 129, станет 127

К примеру, из слов Владимира Путина выяснилось, что, во-первых, совокупный ВВП ЕЭАС в первом полугодии 2018 года вырос на два процента, как продолжился и рост промышленного производства и сельского хозяйства на 3,3 и 2,4% соответственно. На 21% увеличился товарооборот со странами, не входящими в Евразийский экономический союз, причем в основном за счет экспорта. В итоге ЕАЭС серьезно улучшил свои позиции, в индексе Doing Business, например, поднявшись с 40 места до 31-го из 190 стран. Но это так, цифры главным образом для специалистов по статистике. А вот планы по созданию в рамках Экономического союза до 2025 года единых рынков нефти, нефтепродуктов и газа – это уже касается каждого жителя стран, входящих в ЕАЭС. К примеру, по словам все того же  президента России, уже в следующем году ожидается общее снижение цен на природный газ. Сложно сказать что-либо по поводу других стран Евразийского союза, но Беларусь будет получать его не по $129 за тысячу кубометров, а по $127. Казалось бы, всего на $2, вот только на мировых рынках январские фьючерсы на натуральный газ, напротив, демонстрируют устойчивый рост, колеблясь в пределах $128–130 за кубический метр. Спрашивается, будет это интересно Туркмении или Узбекистану? Думается, что наверняка.  

Решения и действия

Впрочем, на заседании Высшего Евразийского экономического совета не только обсуждались темы экономических взаимоотношений между странами ЕАЭС, но и был принят целый ряд очень важных решений. При этом из 16 документов особо хотелось бы выделить три. Это решения о вступлении в силу Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве Евразийского экономического союза с Китаем, о создании условий для организации зоны свободной торговли с Ираном, а также об основных направлениях международной деятельности ЕАЭС в 2019 году.

И надо полагать, некоторые из них уже начали действовать. К примеру, нельзя исключать, что китайская государственная компания по импорту и экспорту автомобилей СМС – China National Machinery IMP. & EXP. CORP – как раз и ждала решения Высшего Евразийского экономического совета, чтобы официально объявить о покупке 51% акций костанайского ТОО «СарыаркаАвтоПром». Не очень-то случайными выглядят и шаги Таджикистана и Узбекистана. В частности, Эмомали Рахмон правительственным постановлением №399 8 декабря отменил таможенные пошлины для товаров из России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и других стран СНГ. Тогда как официальный Ташкент после многолетних переговоров 11 декабря договорился с Астаной о взаимном ускоренном пропуске поездов, одновременно начав совместную работу по решению вопроса обеспечения конкурентоспособных тарифных ставок на перевозку транзитных грузов по территориям Казахстана и Узбекистана. Так что получается, что саммит в Санкт-Петербурге хоть и имел статус неформального, но был очень важным с точки зрения интеграции стран СНГ.