Новости

Более 40 предприятий легкой промышленности могут закрыться из-за действий МОАП

Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности исключило участие отечественных поставщиков сырья в государственном оборонном заказе

Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности отклонило объединение юридических лиц (Консорциум) в качестве исполнителей государственного оборонного заказа в проекте нового закона «Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе». Нововведение может привести к закрытию более 40 предприятий обрабатывающего сектора и существенному сокращению количества работников. А это более 6 тысяч человек из 13 регионов.

Почти 90% из данного числа — это женщины. Также законопроект повлияет на существенное снижение казахстанского содержания в товарах, что противоречит государственной политике об импортозамещении.

«Касаемо самого законопроекта. Мы в мажилисе участвовали на протяжении года в рабочих группах, жаркие были дебаты, касаемо консорциумов. МОАП категорически был против участия консорциумов. Веских оснований, почему нельзя участвовать консорциумам они не представили. В конце концов депутаты согласились с нашей позицией и внесли поправки, в результате которых участие консорциумов в гособоронзаказе стало возможным. Далее на предпоследнем заседании какие-то поправки уже были приняты, некоторые были на обсуждении. Приходим 12 декабря, открываем таблицу на рабочей группе, ни одной поправки нет, консорциумов больше нет. Никаких объяснений не было, почему было снято», — сказал исполнительный директор союза обрабатывающей промышленности Адилбек Бектибаев.

Если законопроект будет принят в таком виде, то, по его оценке, это приведет к роспуску действующего консорциума и весь «гособоронзаказ будет дробиться между предприятиями».

«Допустим, есть 50 предприятий, ежегодно объем 10 млрд тенге, но не более 200 млн. тенге получит одно предприятие. Во-первых, каждое, имея небольшой объем, будет стараться максимально завысить прибыть. Это ведь бизнес. Зачем покупать сырье чуть дороже наше? Они будут покупать за границей более дешевые ткани и пойдет отток капитала туда. Соответственно, пойдет сокращение производства и рабочих мест. Ни одно нормальное предприятие не будет в убыток инвестировать на расширение или модернизацию (производства — Kursiv), если нет гарантированного сбыта. Исходя из этого, у нас пойдет стагнация отрасли. Я не говорю, что от одного гособоронзаказа зависит вся отрасль. Это одна из возможностей. Без дополнительных средств можно было бы легкой промышленности развиться и при этом полностью одеть наши силовые структуры в нашу одежду», — пояснил он.

С ним солидарна председатель консорциума «Жасампаз» Гулмира Уахитова, по мнению которой, исключение «объединений юридических лиц» из участников оборонного заказа, фактически закрывает гарантированный доступ для отечественных производителей сырья в оборонный заказ, что является для последних единственной возможностью получения стабильной работы и плановой загрузки производства.

Между тем, по ее данным, инициировали поправки о необходимости введения в гособоронзаказ объединения юрлиц депутаты мажилиса Павел Казанцев и Петр Шарапаев и они защищали свою позицию неоднократно на рабочих группах, обосновывали ее доводами.

После 10 сентября министр оборонной и аэрокосмической промышленности Бейбут Атамкулов собрал общественность, присутствовали политические партии, бизнес, представители военной прокуратуры, МИР, НПП, другие госорганы. Тогда общественности удалось убедить министра в том, что объединения юрлиц необходимы в их отраслевом законе. Тогда его протокольным решением данные поправки (об участии объединений юрлиц в оборонном заказе — Kursiv) были внесены с оговоркой, что «будут обговариваться требования к консорциуму в части его работы».

«Но в последствии отработки с юридическим блоком, в частности департаментом гособоронзаказа, наша юридическая служба столкнулась с тем, что дополнительные нормы, регулирующие деятельность консорциума предложенные МОАП шли в разрез с Конституцией, предпринимательским и гражданским Кодексом. МОАП хотели, признав нас исполнителями гособоронзаказа, контролировать, создав нам типовое консорциальное соглашение, то есть диктовать нам какой будет у нас договор о совместной деятельности, кто к нам сможет заходить, выходить, если вдруг одна из компаний попадет в реестр недобросовестных поставщиков, то весь консорциум должен выходить из состава оборонного заказа. Даже здесь шло ущемление прав. Это все было направлено на то, что консорциум мог «щелчком» выпадать из системы работы в оборонном заказе. В итоге нас в целом сняли», — отметила она.

Говоря о предыстории вопроса, Гулмира Уахитова напомнила, что до 2016 года в Казахстане отсутствовал механизм вовлечения отечественных производителей сырья в госзаказы и другие закупки. Тогда отечественный бизнес вынужден был объединиться в консорциум, согласно действующего законодательства (статья 233 Гражданского кодекса РК). Впервые в 2016 году оборонный заказ по вещевому имуществу был размещен через единого оператора среди объединения юридических лиц (консорциума «Жасампаз») благодаря нормам Правил закупок Фонда Национального Благосостояния «Самрук Казына», где исполнителями в закупочном процессе могут быть объединения юридических лиц. 

В рамках реализации обязательств по поставкам вещевого имущества в оборонном заказе, консорциумом было заключено инвестиционное соглашение. Согласно данного документа консорциум принял обязательства инвестировать 6,1 млрд тенге в развитие технологий, автоматизацию и индустриализацию, расширение действующих и создание новых производств, а также увеличить долю местного содержания в сырье и конечной продукции. За период 2016-2018 годы объединение инвестировало 5,4 млрд тенге, что составляет 89% от общей суммы инвестиционного соглашения, рассчитанного на 5 лет. 

Кроме того, членами Консорциума за счет инвестиций были выкуплены и восстанавливаются ТОО «Нимэкс Текстиль» в г. Усть-Каменогорск ТОО «OXYTextile» в г.Шымкент.

Доля местного содержания в сырье, используемого при производстве вещевого имущества была повышена. Так, если в 2015 году местное содержание в сырье для вещевого имущества государственного оборонного заказа практически отсутствовало, то в 2016 году, с созданием Консорциума, оно увеличено до 46,6 %,а в 2017 году – до 60,72 %, в 2018 году – порядка 75%. К 2020 году планируется долю местного содержания в сырье довести до 100%. 

Увеличились и поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет. Так, если 2015 году, до создания консорциума, суммарно налоговые поступления от предприятий, исполнявших оборонный заказ составляли 857 млн тенге, то после создания консорциума поступление налогов и других обязательных платежей в бюджет от исполнения ГОЗ по вещевому имуществу, значительно возросли (примерно на 67% — Kursiv) и составили в 2016 году 1,2 млрд тенге, в 2017 году — 2 млрд тенге. 

«Таким образом, министерство оборонной и аэрокосмической промышленности, зная положительную практику работы консорциумов в системе гособоронзаказа с 2016 года, игнорирует модель межзаводской кооперации бизнеса, ущемляет законное право бизнеса на объединение для решения комплексных государственных задач, что ставит под угрозу эффективную производственную деятельность всей отрасли легкой промышленности», — резюмировала она.

Пытается понять, как и почему сняли норму об участии объединений юридических лиц в оборонном заказе, и НПП «Атамекен».

«Мы участвовали с самого начала обсуждения этого законопроекта, и путем больших усилий нам все-таки удалось убедить большинство депутатов, что консорциумы такие же участники рынка, как и отдельные юрлица. А потому такие ограничения – дискриминирующие. Позиция НПП – стимулирование бизнесменов к объединению, кооперации, потому что в этой среде появляются дополнительные цепочки, ценности, выстраивается производственный цикл. В сентябре вышло заключение правительства, где эта норм была посажана. Но в последний день заседании рабочей группы вносятся вот такие изменения. Эту норму отменили, ее не обсуждали, а мы были поставлены перед фактом. У нас еще есть время для обсуждения в сенате, и мы надеемся, что все-таки госорганы примут правильное решение», — сообщил заместитель директора Департамента обрабатывающей промышленности НПП «Атамекен» Нуржан Базыл.