Российское судно «Аракс», которое село на мель у казахстанских берегов в ноябре 2016 года, практически полностью демонтировано. Теперь оно не представляет никакой опасности для экологии Каспия. За ЧП, случившееся в ноябре прошлого года в Мангистауской области, до сих пор никто не понес ответственности. Окончательно ликвидировать «Аракс» обещают уже через месяц.
Опасный груз
Эта история, которая уже практически нашла свое завершение, началась в начале ноября 2016 года, когда российский танкер-бункеровщик «Аракс» из нейтральных вод вынесло штормом в казахстанский сектор Каспия, а судно, потеряв управление, село на мель в районе мыса Песчаный Каракиянского района Мангистауской области на расстоянии примерно 100 м от берега.
На тот момент на судне находились 17 мешков и 11 двухсотлитровых бочек замазученного грунта, а также 130 тонн нефтепродуктов и 500 тонн балласта.
Через полгода здесь был проведен мониторинг – специалисты-экологи выясняли возможный вред, который может быть нанесен экологии. Были взяты пробы воздуха на берегу моря, а также морской воды вокруг судна. Результаты не показали превышение ПДК загрязняющих веществ. Однако анализы пробы воздуха в районе палубы судна показали превышение метана на 51,4% выше предельно допустимой концентрации, а скопление в закрытых танках метановоздушной смеси могло быть взрывоопасным. Причиной взрыва могла стать любая искра.
Когда судно никому не нужно
Все эти полгода в махачкалинский порт, к которому был приписан «Аракс», и к компании-судовладельцу шли письма от морской администрации портов Актау и Баутино с требованием отбуксировать корабль и утилизировать его. В самой России было проведено расследование несчастного случая, и в Казахстан пришел ответ – судоходной компании, которой принадлежало судно, как юридического лица больше не существует. Кроме того, само судно было снято с реестра порта. То есть претензии предъявлять было некому. А согласно результатам совместного с Россией расследования, казахстанские специалисты получили заключение, в котором именно нашей стороне было рекомендовано ликвидировать и очистить судно.
«Естественно, мы написали свое возражение, что мы не согласны с такими выводами. Так как судно российское, Россия должна принимать участие в действиях с собственным кораблем. Однако позже стало известно, что оно уже России не принадлежит, так как с реестра порта приписки было снято», – поясняет «Къ» руководитель морской администрации портов Актау и Баутино Нурбол Ерманов.
Спустя год в суд Каракинского района морской администрацией портов Актау и Баутино был подан иск о признании судна бесхозным, однако суд его не удовлетворил. Ждать, как говорится, у моря погоды уже было нельзя, так как экологическая катастрофа локального масштаба могла произойти в любой момент. Поэтому было принято решение очистить корабль от нефтесодержащих отходов за счет местного бюджета. Всего на эти работы из резервных средств областной казны было выделено 39 млн тенге.
Компания, которая выиграла конкурс на очистку танкера от нефтеотходов, выполнила работы лишь наполовину. Помешали сложные погодные условия – постоянные штормы и сильный ветер. Работы были приостановлены, а неосвоенные средства – около 20 млн – возращены в бюджет.
Запутанная история
Как выяснилось, местная компания «BatysEnergyGroup» в июне прошлого года выкупила судно у владельца корабля. Но не как у юридического лица, поскольку его компания внезапно обанкротилась еще в позапрошлом году, а как у физического лица. Сумму купли-продажи в «BatysEnergyGroup» называть отказались.
«Та компания, которая занималась очисткой судна от нефтеотходов, получила средства от государства и плюс еще заработала на сдаче этих отходов. Мы же от государства не получили ни копейки. Более того, нам пришлось тратить собственные средства – 3 млн тенге – на доочистку судна. Наши расходы от покупки судна мы рассчитывали возместить за счет сдачи металлолома после демонтажа судна. Но, однако, мы ни тиына доходов пока не получили. Если бы я знал, что так получится, я бы за этот танкер не отдал бы даже одного доллара», – сказал «Къ» представитель компании «BatysEnergyGroup».
Любопытно и то, что ответить на вопрос: «Почему казахстанская сторона не потребовала возместить расходы, связанные с очисткой танкера, у владельца судоходной компании, раз самой компании уже давно не существует?», не смог ни один из представителей госорганов.
Не менее запутанная история произошла и с экипажем судна. Когда в 2014 году корабль вышел в море, на его борту находились восемь граждан Российской Федерации. Но на момент, когда судно село на мель в Казахстане, в составе экипажа было только три человека. Куда делись остальные пять, до сих пор неясно.
Из троих, по данным Пограничной службы, с корабля сбежал один. Его задержали в Атырауской области. Он понес наказание за нарушение правил пребывания на территории РК. По закону он не должен был сходить с корабля. Но по словам руководителя морской администрации портов Актау и Баутино, сбежавших было двое – капитан и его помощник. Третий член экипажа – механик – оставался на корабле. Но спустя месяц после ЧП на борту судна произошла трагедия: последний из оставшихся бросился за борт и погиб.
Каков итог?
Сейчас танкер демонтирован на 70%. Судно распиливают плазморезом крупными частями, которые затем отбуксовывают на берег.
«На сегодня срезана вся металлическая конструкция судна до ватерлинии. А передняя часть судна на 20 метров вытянута на берег с помощью бульдозера.
Само судно никакого риска для экологии теперь не представляет. Мы постоянно держим на контроле ход работы», – поделился с «Къ» и. о. руководителя департамента экологии Мангистауской области Руслан Тукенов.
Окончательные сроки полного демонтажа судна постоянно откладываются из-за сложных погодных условий.
«Если бы это был сухогруз, мы бы его еще летом ликвидировали. Но это танкер, поэтому все нужно делать аккуратно, чтобы имеющиеся на металле масла не попали в море. Осложняют ведение работ еще и постоянные штормы в этой части моря», – отметил представитель компании «BatysEnergyGroup».