Радикальных изменений в Налоговый кодекс в текущем году не внесено. Об этом рассказал партнер отдела налогового и юридического консультирования KPMG в Казахстане и Центральной Азии Рустем Садыков. Тем не менее, некоторые из принятых изменений были ожидаемы бизнесом.
«Практически нет нововведений, которые бы меняли базовые параметры налогообложения, которые меняли бы ставку налогов, какие-то пороги, даты, будь то подача декларации или подача налогов», — рассказал Рустем Садыков в рамках встречи со СМИ.
По его словам, большая часть изменений касаются налогового администрирования. Наиболее интересное нововведение — это контрольный счет. «На мой взгляд, самое важное изменение — это контрольный счет НДС. Дискуссия об этом изменении велась ни один год», — пояснил он.
Норма работает с 1 января 2019 года, однако стоит добавить, что открытие такого контрольного счета не является обязательным, налогоплательщики открывают его добровольно. Как отметил спикер, инициатива была перенята у азербайджанских налоговых органов.
Поясним, контрольный счет НДС относится к области администрирования и предполагает оптимизацию процессов администрирования НДС и отмену налоговых проверок (в частности встречных проверок).
Еще одно изменение относится к области бухгалтерского учета. «С 1 января в Казахстане и во всем мире вступил в силу стандарт МСФО 16 «Аренда».
«Этот стандарт говорит, что мы как пользователи финансовой отчетности предприятий, видим очень много злоупотреблений за прошедшие годы», — отметил Садыков.
В МСФО 16 предполагается, что при операционной аренде (здания, транспортные средства, станки, оборудование) актив в бухгалтерском учете переходит к арендополучателю. Арендодатель убирает этот актив из своего баланса, и он «перекочевывает» на баланс арендополучателя.
В налоговом учете это будет выглядеть так: в случае операционной аренды актив остается на балансе арендодателя. Арендополучатель, как и и в бухгалтерском учете до сегодняшнего дня, просто оплачивает платежи.
«Сейчас это очень горячая тема, все крупные налогоплательщики волновались до января, что будет с МСФО 16», — подчеркнул спикер.
Также спикер прокомментировал тему единого совокупного платежа (ЕСП). «Когда доля кэшевых подсчетов в экономике превышает определенный процент, чаще всего экономика уходит в тень. Пока в Казахстане не распространены в том масштабе, в котором они распространены в 21 веке в большинстве европейских стран, всегда часть экономики убудет в тени», — говорит он.
По его мнению, проблема в том, что количество облагаемых субъектов значительно ниже, чем количество существующих субъектов. «Если бы удалось расширить охват, вывести экономические субъекты, налогооблагаемые события, которые сейчас находятся в тени где-то можно было бы говорить о том, что требуют в масс-медиа снизить ставки, льготы. В принципе, вопрос не в том, чтобы предоставить льготы, а в том, что некоторая несправедливость происходит. Бюджет, по сути, финансируется за счет добросовестных налогоплательщиков и все эти изменения в законодательстве, о которых мы говорим, касаются тех, кто и так платит», — отметил спикер.
Напомним, с 2019 года самозанятые, предоставляющие услуги физлицам обязаны выплачивать ЕСП в размере от 0,5 МРП до 1 МРП в зависимости от места проживания ежемесячно.
«Нельзя усиливать бремя на тех, кто и так уже облагается и ничего не делать с теми, кто не облагается. Какая-то солидарность в вопросе вклада в бюджет должна быть. В этом вопросе, я согласен с министерством финансов, в том что механизм уплаты ЕСП наиболее простой, проще не придумаешь. Само налоговое бремя минимальное», — резюмировал он.