Казахстанский рынок стартапов становится все более привлекательным для международных инвесторов. Крупные компании обращают внимание на технологии из-за растущей конкуренции и пытаются подружиться с местными акселераторами в поисках оптимальных решений для своего бизнеса. Сами же стартапы, с более-менее жизнеспособным продуктом, мечтают попасть на международную арену. Желание такой экспансии понятно и вполне оправдано. Местный рынок еще не достаточно зрелый, а ожидание, что тебя на нем заметят, крайне малы. Мы поговорили с Екатериной Петровой, директором корпоративного акселератора GenerationS от РВК, которая рассказала, насколько сильно отличаются казахстанский и российский рынок стартапов и что делать предпринимателям, которые стремятся заручиться поддержкой иностранных инвесторов.
— Какие тенденции в стартап-сфере сейчас можно наблюдать в мире? Какие отрасли становятся более востребованы у начинающих предпринимателей?
— Мы видим несколько отраслей, которые являются наиболее перспективными. Первое направление — это все, что связано с технологиями безопасности передачи данных и их верификации, например, проверка подлинности документов и биометрической защиты. Большинство расчетов осуществляется через онлайн банкинг и различные платежные системы. Поэтому сейчас много стартапов создают решения в области биометрической защиты – по лицу и голосу, верификации документов с помощью блокчейн, блокировки вредоносных ПО и хакерских атак, а также решения, связанные с квантовыми коммуникациями и криптографией.
Финтех также остается перспективным сегментом. По оценкам PwC, объем инвестиций в инновации в этой сфере в ближайшие 3-5 лет вырастет до $150 млрд. За последние годы на рынок вышло огромное число стартапов в сфере финансовых сервисов, как для корпоративных заказчиков, так и для потребителей, но выживут только немногие компании, которые смогут собрать аудиторию. Для неповоротливых банков покупка таких сервисов – прекрасная возможность быстро и недорого внедрить современные технологические решения.
Еще один заметный тренд – растущий спрос на технологии в области медицины и поддержания здоровья. В этой отрасли также идет процесс цифровизации, однако сдерживающим фактором остается проблема длительного внедрения и нехватка специалистов, готовых интегрировать системы предиктивного анализа и больших данных в медицинских организациях. Например, для ранней диагностики пациентов. Также, например, появляются проекты по производству бионических протезов рук, но пока это не массовая технология из-за высокой стоимости производства.
— Как сильно отличается рынок стартапов в Казахстане и России? Можно ли сказать, что инфраструктура рынков отличается из-за социального и культурного бэкграунда?
— Рынки отличаются с точки зрения технологий и того, насколько быстро они развиваются. Мы со своей стороны говорим, что Казахстан — это второй Сингапур, потому что видим, рынок только формируется, но уже есть очень сильные проекты и инфраструктурные игроки, которые понимают, как правильно работать с предпринимателями, инвесторами и как сформировать результат. В конце прошлого года мы заключили соглашение о партнерстве с казахстанским акселератором DAR Lab в сфере логистики и цепей поставок именно потому, что его представители стремятся вырастить из начинающих предпринимателей сильных бизнес-игроков, способных укрепить экономику страны.
— Какие направления на рынке стартапов в Казахстане Вы считаете наиболее перспективными? Для каких заказчиков GenerationS ищет проекты в Казахстане?
— Впервые мы познакомились с местным рынком года два назад, когда делали совместный проект в образовательной сфере и смотрели на технологии, которые тогда присутствовали на рынке. Сейчас с помощью DAR Lab мы активно работаем в направлении логистики. У нас есть корпоративный партнер «Мишлен», для которого удалось привлечь несколько проектов из сферы логистики и транспорта из Казахстана.
Можно также отметить сильные стартапы в области химической промышленности и металлургии. В Казахстане есть институт цветных металлов (Восточный научно-исследовательский горно-металлургический институт цветных металлов,- ред), который предлагает рынку сильные технологические проекты в металлургической отрасли. Некоторые из них уже проходили отбор в корпоративные акселераторы компаний Красцветмет и АЛРОСА. Другой вопрос в том, что такие проекты не всегда «упакованы», то есть они больше про науку и технологии, чем про бизнес. Поэтому в рамках акселератора мы обучаем команды как преподнести свою разработку.
— Почему GenerationS решил начать партнерство с казахстанским акселератором?
— Прежде всего мы увидели, что коллеги открыты к проектам с Россией. Казахстан нам интересен как партнер, который активно развивается в различных направлениях. Кроме того, в стране есть сильная экспертиза и специалисты, что необходимо нам как акселератору. Сейчас мы с DAR Lab рассматриваем создание совместной инициативы по акселерации технологических проектов. Мы со своей стороны готовы предоставлять экспертизу по поиску и выводу локальных стартапов на международные рынки.
— Возвращаясь к трендам, как вы относитесь к стартапам, которые берут идею с западного рынка и пытаются адаптировать ее к местным реалиям? Например, создают еще один сервис такси, как Uber. Может ли это в конечном счете привести к быстрому росту и развитию в стране, или сервисы до них уже решили всю «боль» клиента?
— Я считаю, что в появлении таких проектов нет ничего плохого, так как конкуренция – это залог качества и оптимальной цены для конечного пользователя. Главное здесь не слепо копировать, а постараться найти собственное видение и отстраниться от конкурента, возможно предложить дополнительный функционал, характерный для конкретного региона. Пользователи даже чаще испытывают больше доверия к локальным аналогам, чем к западным брендам.
— Как быть стартаперам, которые стремятся выйти на международный рынок: сначала набить шишки на домашнем рынке, а после выходить на международный или сразу уезжать в США или Европу?
— Стартапу важно мыслить глобально, а действовать локально. Российский рынок стартапов, например, достаточно емкий, и многие стартары имеют очень высокий потенциал внутри страны и даже не задумываются о том, чтобы выходить за рубеж. В Казахстане рынок пока существенно меньше, поэтому технологическим стартапам можно смело изучать возможность зарубежной экспансии. Важно учитывать, насколько локальный спрос на товары растет, есть ли вообще глобальный интерес в этом направлении. Второй момент – выходят ли ваши конкуренты на другие рынки. Важно не фокусироваться на CША или Европе, а смотреть шире, например, на азиатский рынок, который сейчас на подъеме. Тем более у Казахстана такое выгодное географическое расположение.
— Несмотря на обоюдный интерес между стартапами и инвесторами, обоим все еще очень сложно работать друг с другом. Как наладить эти отношения, чего не хватает самим инвесторам?
— Если посмотреть на мировую экономику стартапов, то сейчас она развивается с геометрической прогрессией, из-за чего существует достаточно жесткая конкуренция, которую не так просто преодолеть. Стартапы вынуждены бороться за внимание инвесторов, а инвесторы хотят найти «алмазы», в которые они могли бы вложить средства.
Если говорить о том, как инвесторы смотрят на проекты, то здесь очень важно учитывать несколько моментов. Как правило, инвестиционные фонды имеют свою отраслевую специфику. Они постоянно изучают рынок и существующие на нем тренды, чтобы в нужный момент не проглядеть технологию, которая может выстрелить. Кроме того, каждый инвестор заинтересован в том, чтобы быть своего рода ментором для своего стартапа, который будет подсказывать основателю куда двигаться и, возможно, что следует изменить в проекте. Также существует пул корпоративных инвесторов, которые ищут проекты для развития своих компаний. Каждый проект должен четко понимать, в какой этап производственной цепочки он может внедриться и какой вклад он внесет с точки зрения бизнеса (сократит издержки, увеличит прибыль, откроет новый рынок для сбыта и т.д.). Принимая во внимание эти особенности, стартапам будет проще найти своего инвестора.