Тбилиси продолжает блокировать переговорный процесс по Абхазии и Южной Осетии, заявил 6 февраля начальник объединенного штаба Организации Договора о коллективной безопасности, генерал-полковник Анатолий Сидоров.
«Главным вызовом безопасности на Кавказе остаются ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии, при этом Грузия, демонстрируя готовность к диалогу, фактически блокирует переговорный процесс по разрешению обоих этих конфликтов в Женевском формате, отказываясь подписывать обязательства о неприменении силы в отношении Цхинвала и Сухуми», — сказал Сидоров в ходе видеомоста Астана – Бишкек – Ереван – Минск – Москва.
Дипломатические отношения между Грузией и Россией прерваны с августа 2008 года по решению Тбилиси в ответ на признание Москвой независимости Абхазии и Цхинвальского региона. Тогда прошли боевые действия, которые велись Грузией с одной стороны, и самопровозглашенными республиками Южной Осетией и Республикой Абхазия, а также Россией, с другой.
Активные боевые действия начались в ночь на 8 августа, когда Грузия подвергла массированному артобстрелу столицу Южной Осетии, после чего предприняла попытку установления контроля над ее территорией. Днём 8 августа президент России Дмитрий Медведев объявил о начале «операции по принуждению к миру» в зоне конфликта – и в регион были введены российские силы, которые за несколько суток совместно с юго-осетинскими вооруженными формированиями вытеснили грузинские войска из Южной Осетии, а также во взаимодействии с абхазскими силами — из Кодорского ущелья в Абхазии, временно заняв ряд прилегающих к конфликтным зонам районов Грузии.
Боевые действия продолжались до 12 августа 2008 года включительно. С 14 по 16 августа президентами Абхазии, Южной Осетии, Грузии и России был подписан план мирного урегулирования конфликта, а 26 августа Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию в качестве независимых государств. В результате 2 сентября Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией, а процесс ее вступления в НАТО затормозился.
В настоящее время диалог между Россией и Грузией поддерживается в рамках Женевских дискуссий и регулярных встреч в Праге спецпредставителя премьера Грузии по урегулированию отношений с РФ Зураба Абашидзе и замминистра иностранных дел России Григория Карасина.
Дискуссии проходят в рамках двух рабочих групп. В первой группе рассматривают вопросы безопасности и стабильности в Абхазии и Цхинвальском регионе (Южная Осетия), а во второй — гуманитарную обстановку и вопросы соблюдения прав человека. Сопредседателями Женевских дискуссий являются представители ЕС, ОБСЕ и ООН.
«Страны Запада со своей стороны по-прежнему поддерживают в данном вопросе Тбилиси, создавая предпосылки для обострения обстановки. В данных условиях вызывает озабоченность деятельность Соединенных Штатов Америки и НАТО по расширению своего влияния в этом регионе: Вашингтон активно поддерживает антироссийскую политику руководства Грузии и стремление Тбилиси к вступлению в Североатлантический альянс», — продолжил Сидоров.
Он напомнил, что на территории Грузии уже несколько лет активно проводятся многонациональные учения и тренировки под руководством НАТО, американские боевые корабли регулярно заходят в морские порты Батуми и Поти, а в дополнение к уже имеющемуся центру НАТО в прошлом году создан американо-грузинский центр боевой подготовки.
«Кроме того, в настоящее время активно реализуется масштабный проект по закупке грузинской стороной французских систем противовоздушной обороны, что позволит в среднесрочной перспективе включить их в интегрированную систему противовоздушной и противоракетной обороны альянса. Подобная деятельность создает на Кавказе дополнительный источник угроз военной безопасности Российской Федерации и ОДКБ в целом», — заявил глава Объединенного штаба Организации.
Одновременно он отметил, что совместные усилия международных посредников и государств кавказского региона привели к снижению напряженности, а также активизации диалога, необходимого для дальнейшей работы по мирному урегулированию кризиса в районе Нагорного Карабаха.
«Ставшие регулярными встречи руководства Армении и Азербайджана позволили достичь определенных договоренностей по принятию мер, направленных на укрепление доверия и создания условий, необходимых для мирного процесса. Впервые за последние десятилетия установлена прямая линия на высоком уровне», — заключил спикер.