Ввести в Казахстане ответственность госслужащих за незаконное обогащение, выражающееся в несопоставимой разнице их доходов и расходов, предложил 7 февраля председатель Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев.
«Позвольте представить вашему вниманию меры, которые, на наш взгляд, будут способствовать кардинальному изменению ситуации в противодействии коррупции, первая из них — введение ответственности за незаконное обогащение», — сказал Шпекбаев на коллегии своего ведомства.
По его словам, в этой части предлагается ввести жесткие меры ответственности за случаи, когда расходы госслужащего не сопоставимы с его доходами.
«Это станет логическим продолжением введения всеобщего декларирования и позволит подорвать основу коррупции», — считает глава агентства.
Помимо этого, его ведомством предлагается расширить перечень субъектов коррупции, то есть лиц, чьи действия могут подпадать под антикоррупционное законодательство.
«В настоящее время только высшее руководство квазигосударственных организации подпадает под действие антикоррупционного законодательства. Между тем, коррупционные решения принимаются на более низких ступенях управления этими организациями. Речь о работниках квазигоссектора при проведении закупок, реализации госпрограмм, проектов, финансируемых из бюджета. Действующее законодательство не дает возможность привлекать таких лиц к ответственности за правонарушения. В настоящее время законодательные поправки рассматриваются в парламенте, в перспективе необходимо рассмотреть и частный сектор», — считает Шпекбаев.
Помимо этого, АДГСПК предложило ввести институт юридических лиц публичного права – самоокупаемых организаций, выполняющих отдельные государственные функции, которые работали бы на принципах корпоративного управления и функционировали в условиях конкуренции.
«Их появление на рынке позволит пересмотреть работу госорганов, от проверок до оказания помощи бизнесу и населению и приведет к снижению коррупционных рисков. В этом направлении мы тесно работаем с национальной палатой «Атамекен», — продолжил председатель агентства.
Помимо этого, предлагается восстановить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, сделав ее самостоятельным институтом. Наконец, Шпекбаев предложил ввести институт проверки на добропорядочность госслужащих, начав с собственного ведомства.
«Чистота собственных рядов является фундаментальным принципам нашей работы, мы говорили, что будем усиливать это направление. Только за прошлый год мы инициировали уголовное преследование в отношении 7 сотрудников агентства, нацбюро и академии госуправления, из которых 5 осуждены», — отметил он.
По его словам, сотрудники управления внутренней безопасности агентства на регулярной основе будут проводить собственные проверки на коррупционную устойчивость сотрудников.
«В перспективе предлагаем распространить этот опыт на все правоохранительные органы», — заключил глава АДГСПК.