В конце позапрошлого года Национальный банк всерьез взялся за страховой рынок: тогда впервые за много лет регулятор применил санкции в нескольким СК. Почему надзорный орган перестал смотреть сквозь пальцы на огрехи страховщиков, и к чему может привести эта политика, узнал Kursiv.kz.
В прошлом году Национальный банк 24 раза применил санкции и «ограничительные меры воздействия» (это письменные предписания и предупреждения) к страховщикам.
В общей сложности, в рамках административных производств регулятор взыскал порядка 2 млн тенге.
Сумма небольшая, учитывая, что за 12 месяцев рынок покинули 3 страховые компании — Салем, Альянс Полис и Standard Insurance. Буквально на днях Нацбанк лишил лицензии Kompetenz, 31 января в организации начала работать временная администрация. В релизе НБ сухо сообщается, что отзыв разрешения на работу был осуществлен «за неоднократное приостановление лицензии». Глава Kompetenz Жанар Калиева пообещала дать подробное интервью Kursiv.kz после завершения судебных процессов. Участники рынка все, как один отказываются комментировать уход одного из игроков, но соглашаются говорить о новых требованиях регулятора и проверках.
«Чистилище»
«В этом году вновь повысились требования к капитализации. Кроме того, изменяется механизм расчета некоторых ценных бумаг в портфеле страховых компаний. По нашим прогнозам, еще 2 компании уйдут в ближайшее время», — поделился ожиданиями председатель правления АО «СК «Коммеск-Өмiр» Олег Ханин.
«Скорее всего рынок покинут еще 2-3 страховщика. Практически ни у одной компании проверка Нацбанка без приостановления лицензии не заканчивается. Чтобы такое было, еще 3 года назад в никто поверить не могу, сейчас это реальность. Каждый страховщик ждет проверку НБ РК как чистилище, в которое входишь перед тем как попасть в рай», — сравнил действия регулятора председатель правления АО «СК «Amanat Insurance» Ергали Бегимбетов.
Главный банк страны организовал страховое чистилище не просто так. Дело в том, что много лет большая часть СК выполняли нелегальную миссию вывода средств своих акционеров за рубеж, через перестрахование рисков в иностранных компаниях. Теперь надзорный орган запрашивает у регуляторов других стран информацию по всем контрагентам. «В итоге, передача рисков иностранным организациям сократилась в разы, многие страховые компании уменьшили объемы брутто-премий. Национальный банк за это наказывает вплоть до приостановления лицензии, отправляет итоги своих проверок в службу экономических расследований, КНБ. На рынке доля фиктивного страхования резко упала в прошлом году, и она будет падать, падать и падать. Это очень хорошо, ведь рынок очищается. Нацбанк правильно делает, когда наводит порядок на страховом рынке. Давно пора!» — прокомментировал глава АО «СК «Amanat Insurance».
Если верить официальным данным, то объем страховых премий, переданных на перестрахование, за год составил 90 млрд тенге или 23% от всего объема страховых премий. На перестрахование нерезидентам Республики Казахстан передано 20% от страховых премий. При этом, за 12 месяцев было собрано 385 млрд тенге страховых премий. Это на 4% больше, чем в 2017 году. Но, ряд страховщиков предпочитают считать чистые премии – это брутто-премии, минус перестрахование и плюс комиссии СК. «Прошедший год для страхового сектора сложился: активы неплохо выросли на 13%, и превысили 1 трлн тенге; страховые резервы и собственный капитал продемонстрировали схожую динамику. Практически все компании страхового сектора показали положительную рентабельность. При этом суммарный размер страховых премий немного снизился, примерно на 3%», — поделились подробностями в Ассоциации финансистов Казахстана.
Для предотвращения серых схем НБ пытается проконтролировать работу иностранных страховых брокеров. Так, с 1 января вступили в силу новые требования регулятора к брокерским компаниям. Теперь все СК могут перестраховывать риски за рубежом только при участии местного брокера. В свою очередь отечественные компании обязаны увеличить уставный капитал. «Национальный банк ввел новые требования для того чтобы повысить уровень капитализации и страховых компаний, и страховых брокеров. Ведь, брокер – это представитель, как страхователей, так и страховщиков. Это делается для того чтобы упорядочить рынок», — рассказал председатель правления Олег Ханин.
Более того, единая брокерская лицензия теперь разделена на 2 части. «Есть лицензия по заключению договоров страхования и договоров перестрахования. Сложно комментировать правильное это решение или нет, но некоторые брокеры добровольно сдают лицензии в силу того, что не могут выполнить требования регулятора», — поделился подробностями глава Коммеск-Өмiр.
Согласно решению Национального банка, если иностранные брокеры хотят работать напрямую с казахстанскими страховщиками, они обязаны открыть в РК дочернюю организацию. «Ограничения, которые сейчас наложили связаны с тем, что Национальный банк не мог отслеживать, были ли переданы риски на перестрахование за рубеж. НБ решил, обратиться к местным брокерам. Для чего это делается? Местный брокер находится под регулированием надзорного органа. При этом, не думаю, что комиссионные вознаграждения отечественных компаний будут очень высокими. На рынке работает 5-7 сильных страховых брокеров и конкуренция присутствует», — отметил спикер.
Согласно сайту Национального банка Казахстана, пока в стране работает 15 страховых брокеров.
Борьба за клиентов
Объем страховых премий по обязательному страхованию достиг 102 млрд тенге, увеличение по отношению к 2017 году составило 23%, по добровольному личному страхованию – 131 млрд тенге, прирост 30%, по добровольному имущественному страхованию – 151 млрд тенге, снижение на 12%. Общий объем страховых выплат за 2018 год составил 95 млрд тенге, что на 7 % больше, чем на аналогичный период 2017 года. По самому массовому виду – обязательному страхованию ГПО ВТС количество выплат сократилось в сравнении с 2017 годом с 68 тыс. до 60 тыс. При этом средняя выплата возросла с 343 тыс. тенге до 368 тыс. тенге.
«Прогнозы — неблагодарное дело, но могу сказать, что рынок сильно не увеличится. Мы ожидаем рост где-то до 10%. Выплаты будут точно расти, так как возрастает среднее значение убытка. Хорошие показатели будут у таких классов страхования, как Автокаско и все что связано с банковским страхованием, добровольное медицинское страхование, страхование грузов. Вменённое страхование – это новая услуга на рынке, поэтому многие клиенты не понимают его, но этот продукт защищает людей, и со временем начнет пользоваться большой популярностью», — поделился ожиданиями глава Коммеск-Өмiр.
«В 2019 году прогнозируется сдержанный рост в отрасли общего страхования, но мы ожидаем продолжение динамичного роста отрасли страхования жизни, которая по нашим ожиданиям прибавит не менее 20%», — оптимистично заверили в АФК. Эта вера частично основана на изменениях законодательства.
Страховым агентам запрещено участвовать в прямых онлайн-продажах полисов через интернет-ресурсы страховых организаций, но при этом были сняты ограничения на размер комиссионного вознаграждения. «Это правильное действие, так как ряд страховщиков обходили закон, и комиссионные выдавали агентам в качестве квартальных или месячных премий. Вопрос в размерах премии. Очень большие премии могут говорить о коррупции. Хотя доказать это или опровергнуть практически невозможно, но агенты же могут поделиться со страхователем премией, поэтому для того, чтобы исключить саму вероятность этого, мы в разы сократили размер агентских комиссий и почти полностью отказались от агентов по привлечению розничных клиентов. Следующий этап – агентские комиссии по привлечению корпоративных клиентов», — рассказал о методах работы Ергали Бегимбетов.
Спикер подчеркнул, что в СК Amanat для этого разработан специальный план. Противоположная точка зрения у председателя правления Коммеск-Өмiр. «Рынок страховых агентов должен быть. Ведь, эти люди проводники наших услуг. Время оголтелой комиссий уже прошло. Сейчас любой менеджер понимает, что можно набрать портфель за счет высокий комиссий агентам, но потом с этим портфелем будет очень-очень сложно справиться», — прокомментировал Олег Ханин.
Ожидается, что на руку рынку сыграет и развитие онлайн страхования. «По некоторым оценкам, в первый год осуществления онлайн-страхования его доля в общем объеме не превысит 3-5%, однако акценты постепенно будут смещаться в сторону онлайн. Могу сказать, что 50% новых клиентов в этом году приобрели полисы посредством электронного страхования. Было небольшое количество обращений наших клиентов, которые находились в прениях с дорожной полицией из-за электронных документов, но сотрудники нашего колл-центра по телефону подтверждали полисы», — прокомментировал председатель правления АО «СК «Коммеск-Өмiр».
ВТО
Ужесточение надзора на страховом рынке, возможно, связано с тем, что в следующем году истекает 5-летний период ожидания допуска на казахстанский рынок зарубежных страховщиков. Напомним, в рамках ВТО Казахстаном были приняты обязательства по доступу на рынок услуг, в том числе и страховых. Для «входа» в РК иностранные СК должны иметь минимальный размер активов в $5 млрд, деятельность филиала должна управляться как минимум двумя резидентами Казахстана и многое другое.
«У таких компаний, как наша, конкурентов с Запада, скорее всего, не будет. Могу объяснить почему. У нас очень маленький рынок для иностранцев. Розничное страхование очень затратный бизнес: нужно нанимать агентов, выстраивать инфраструктуру, бизнес-процессы, иметь большую базу данных. Крупным компаниям нет смысла приходить сюда за небольшими деньгами», — объяснил первый заместитель председателя правления АО «СК Коммеск-Өмір» Владимир Акентьев.
Спикер напомнил, что уже в конце прошлого года истек 3-летний период с даты вступления Казахстана в ВТО для определенных ограничений в страховой деятельности. В частности, допускается заключение и исполнение договоров страхования со страховыми организациями-нерезидентами РК в части страхования рисков, связанных с услугами морского транспорта, коммерческой авиацией, запуском и фрахтом космических полетов (включая спутники), а также рисков по перевозке товаров, самих транспортных средств и вытекающей из этого ответственности.
«Большие иностранные компании могут работать у нас только на больших проектах – это нефтяные месторождения и прочее. Они и сейчас работают через наши страховые компании. Потом у нас было немалое количество крупных иностранных компаний – они не выдержали конкуренции и ушли с рынка. Розничным страховщикам не стоит беспокоится, у нас у самих очень высокая конкуренция», — подчеркнул Владимир Акентьев.
Эту точку зрения разделяют в Ассоциации финансистов Казахстана: «Опасений по поводу прихода страховых компаний стран ВТО на рынке нет. Казахстанский рынок пока не так велик и интересен для крупных иностранных игроков. Зарубежные игроки, которым был интересен Казахстан уже давно зашли сюда в большие проекты, в основном с иностранным участием и работают с ними через местные страховые».
Глава Amanat не столь уверен, он напоминает коллегам о том, что в Казахстане успешно работают иностранные банки, которые с могут привести страховых «дочек» материнских компаний. «Розничный рынок можно поделить на 2 сегмента: прямые продажи и вмененные продажи. Например, при автокредитовании человек обязан покупать страховой плис. Думаю, что иностранные компании могут прийти во второй сегмент, он больше чем первый», — предположил г-н Бегимбетов.
Страховщики и аналитики расходятся в мелочах, но согласны в главном — этот сектор в ближайшие несколько лет изменится до неузнаваемости.