Представители Гражданского сектора Казахстана в рамках реализации Инициативы прозрачности добывающих отраслей предлагают ввести норму о приостановлении действия лицензии недропользователей, не раскрывших своих конечных владельцев, сообщил 13 февраля директор Института развития местного самоуправления Сергей Худяков.
«Штрафы (за нераскрытие информации о конечных владельцах – Kursiv) уже есть, но они настолько смешны, что их можно сравнить с размерами штрафов за нарушение правил дорожного движения. Естественно, такой уровень штрафа для компании, имеющей миллиардные обороты в валюте, незаметен. Мы предлагаем увеличить эти штрафы, но самое главное – мы будем предлагать такую меру, как приостановка деятельности лицензии, если штраф не возымеет действия. Чтобы нарушитель знал, что к нему могут быть приняты серьезные меры», — сказал Худяков журналистам в кулуарах общественных дискуссий по реализации ИПДО в Астане.
Общественные дискуссии прошли накануне очередного заседания национального совета по ИДПО, который состоится в Астане 14 февраля. По словам руководителя ИРМС, на этом заседании будут представлены рекомендации общественности, в числе которых – увеличение штрафов в отношении недропользователей, не желающих раскрывать информацию о своих конечных владельцах.
«Ввести штраф за непредоставление информации и за недостоверное предоставление информации 500 месячных расчетных показателей (1 МРП с 1 января 2019 года равен 2 тыс. 525 тенге) для среднего и 5 тыс. МРП для крупного бизнеса с одновременным приостановлением лицензии до исправления. При повторном нарушении приостанавливать действие лицензии», — говорится в проекте рекомендаций по итогам общественных дискуссий.
Худяков пояснил, что его организация завершает в настоящее время реализацию социального проекта по проведению общественных дискуссий и выработке предложений по совершенствованию законодательства Казахстана по бенефициарному праву, то есть по раскрытию конечных владельцев – физических лиц добывающих компаний. Это требование установлено новыми стандартами инициативы прозрачности, утвержденными международным правлением ИДПО, Казахстан присоединился к этой инициативе и взял на себя обязательства привести свое национальное законодательство в соответствие с новыми требованиями.
«У нас нет цели разорить добывающие компании, у нас есть цель заставить их уважать закон. Мы понимаем, что 12 млн тенге (сумма, которую примерно составляют 5 тыс. МРП – Kursiv) для добывающих компаний смешные, но это только первый шаг: напомнить, предупредить, сказать – «Борис, ты не прав!». А вторым шагом ставится приостановление лицензии, что для недропользователя гораздо чувствительнее. Мы можем в рекомендациях и 10 тыс. МРП штрафа прописать, но не факт, что это примут», — прокомментировал глава ИРМС замечания участников общественных дискуссий относительно соразмерности предлагаемого размера штрафов доходам недропользователей.
Помимо этого, участники общественных дискуссий сошлись на необходимости создания «черного списка» нарушителей норм ИДПО о раскрытии информации о конечных владельцев с вынесением его на международный уровень для создания репутационной угрозы в случае нарушения требований Инициативы.
«Для нас важна открытость, чтобы мы знали, какие лица из правительства, из местных акиматов имеют влияние на добывающие компании», — заметил Худяков.
По его словам, на первом этапе предоставленная о конечных бенефициарах информация будет размещаться на едином портале государственного управления и будет доступна только для госслужащих.
«Мы же сейчас обсуждаем, какая доля из всей этой информации должна быть размещена в открытом доступе. Часть изменений в законодательство уже внесено, более того, в январе этого года первые компании нефтегазового и иных добывающих отраслей дали первые сведения о своих бенефециарных владельцах: пока что эта информация доступна только комитету по геологии минэнерго, и мы на завтрашнем национальном совете, в который входят депутаты мажилиса, представители правительства, компаний и НПО, будем обсуждать, какая доля этой информации будет доступна общественности. Чтобы мы могли оценить, насколько качественно была дана эта информация, не просто ли это формальная отписка, из которой ничего не понятно и нельзя сделать никаких выводов», — пояснил спикер.
По его данным, около 65 добывающих компаний, работающих в Казахстане, уже предоставили сведения о конечных собственниках, при этом дедлайн предоставления соответствующей информации продлен до апреля этого года.
«Как первый шаг, это вполне нормально, можно уже с этим работать… где-то около 30% недропользователей, думаю, не дали информацию еще пока. Но впереди – всеобщее декларирование, где все мы будем выдавать информацию о дачах, о шубах, о машинах, так в этой связи нужно говорить о таких серьезных вещах, как доля владения в крупных компаниях», — заметил Худяков.
Он также заметил, что пока не решен окончательно вопрос о том, какой долей в компании должен владеть бенефициар, чтобы подпадать под требование о раскрытии информации о нем.
«Там есть разные предложения – и о доле в 10%, и о доле в 20%, и полностью всех бенефициаров раскрывать, вне зависимости от их доли, но это отдано на усмотрение каждой страны – участницы ИПДО, есть требование — раскрывать информацию о бенефициарах, но при этом каждое государство вправе устанавливать свой порог», — заключил спикер.