Реального снижения нагрузки на бюджет в результате реализации ГЧП-проектов не происходит. Наоборот есть вероятность резкого роста нагрузки на бюджет из-за множественности и среднесрочности вновь создаваемых проектов. Об этом сегодня в сенате сказала депутат Ольга Перепечина.
Сенатор в ходе встречи по вопросу государственно-частного партнерства в Казахстане напомнила, что глава государства отметил, что расширение ГЧП является большим потенциалом для развития предпринимательства и должно стать основным механизмом развития инфраструктуры.
При этом реализация проектов ГЧП должна снизить нагрузку на бюджет, улучшить качество проектов, способствовать развитию бизнеса и улучшить экономику нашей страны. Однако, по ее словам, на самом деле реальной разгрузки не происходит и даже есть вероятность резкого роста нагрузки бюджета из-за множественности и среднесрочности вновь создаваемых проектов.
«Некоторые проекты реализуются дороже. В смету закладываются банковский процент, операционные и инвестиционные затраты, которых нет при бюджетных инвестициях. Не соблюдается принцип сбалансированности по взаимовыгодному распределению обязательств между государственными и частными партнерами. И поэтому, учитывая, что в процессе реализации государственно-частного партнерства имеются определенные недостатки, которые могут оказать негативное влияние на бюджет в целом», — подчеркнула О. Перепечина.
В ответ вице-министр национальной экономики Руслан Даленов сообщил, что на сегодня министерством проведен анализ того, как реализуются проекты ГЧП на местах.
В первую очередь он указал на то, что не должно быть отклонения в норме рентабельности.
«Мы живем в унитарном государстве и рентабельность что в одном, что в другом регионе должна быть одинаковой. Почему должен быть разнос в рентабельности. Подготовили ряд поправок в законодательство и поделили на действующие, системные предложения. Так, мы предложили проведение обязательной независимой экспертизу по всем проектам в центре ГЧП», — сказал вице-министр.
В планах ведомства также отойти от практики закладывания двойной нормы рентабельности.
«В строительстве объекта уже сидит рентабельность самого подрядчика. И когда проект идет по ГЧП – эта же рентабельность, как вторая, закладывается уже у инвестора. То есть получается двойная рентабельность. Как сам объект, в кирпичах, кровле, шифере, есть уже рентабельность. Потом уже инвестор говорит: «Поскольку я строю, дайте мне еще предельную рентабельность». Такие факты мы сейчас выявляем и анализируем. Мы будем после анализа инициировать поправки или в приказ, или в законодательство, чтобы эта рентабельность либо на этапе экспертизы в строительных нормах была исключена, раз это ГЧП, либо если рентабельность сидит на этапе строительства, то на этапе ГЧП второй раз не бралась», — пояснил спикер.
В качестве примера он назвал БАКАД.
«Мы там, когда вели переговоры, такую рентабельность вторую исключили. Но на местах где-то этого не происходит. Поэтому законодательно сделаем барьер, хотим сейчас проанализируем. Третье – соблюдать критерии отбора потенциальных частных партнеров. Сейчас в правилах есть норма о том, чтобы опыт работы был не менее 45 дней у инвестора, но сейчас мы будем ужесточать, потому что, если проект крупный не следует нанимать инвестором того, кто создался 30-45 дней назад», — сообщил Даленов.
Он напомнил, что ранее министерством были внесены ряд изменений в сфере ГЧП. Так, на законодательном уровне было решено признавать договор ГЧП залогом.
«Мы считаем, что договор, заключенный и зарегистрированный в казначействе, самый что ни на есть твердый договор и по нему могут и должны давать кредит. Поэтому были предложены поправки в закон, вами, уважаемые депутаты, поддержаны. Изменена методика определения лимитов ГЧП. Лимиты – эта сумма, в пределах которой обязательства можно брать по ГЧП. Сегодня она увеличена почти до 1 триллиона тенге. Внесена также норма компенсации валютных рисков для местных проектов. Ранее компенсация была только по республиканским проектам. Это позволяет для крупных региональных проектов привлекать валютные займы», — резюмировал вице-министр национальной экономики.