Китай — это уже не страна с дешевой рабочей силой и низкокачественной продукцией. Он перешел в другое качественное состояние, и Казахстану необходимо пересмотреть свое отношение к крупному соседу, чей доход на душу населения подбирается к уровню развитых стран. Такое мнение озвучил экономист Алмас Чукин, выступая на CFO Summit 2019.
«Китай — это не угроза для Казахстана, хотя у нас традиционно есть определенные опасения и подозрения по поводу соседских наших отношений. Но для нас большая угроза заняться «страусиной» политикой, спрятать голову в песок, и пытаться думать, что события в Китае нас обойдут стороной», — заявил Чукин.
По его словам, с 2015 года Китай перешел в совершенно другое качественное состояние. «После того, как Китай перешел на капиталистические рельсы, на рыночную экономику, то за 40 лет в 31 раз выросла экономика Китая, 80 млн человек были подняты из бедности. Китай — страна, которая ездила на велосипедах, сегодня крупнейший автомобильный рынок в мире и продолжает расти. При том, что многие рынки опускаются вниз», — добавил он.
Он подчеркнул, что потребительский рынок Китая составляет порядка $5 трлн. По доходу на душу населения Китай подбирается к странам с высоким уровнем дохода. В частности, к нижнему порогу Европы – Румынии, Болгарии и т.д.
Еще один фактор роста Китая — высокие налоги. «Откуда страна, которая не торгует ресурсами, берет сверхдоходы для бюджета? Дело в том, что это страна с очень высоким налогообложением, но с очень хорошими скидками. Для тех, кто занимается производством в Китае, практически все налоги обнуляются, если продукция идет на экспорт», — рассказал он.
Он отметил, что инвестиции Китая в Казахстан с 2005 по 2018 год составили порядка $18 млрд. Это примерно 10 очень больших проектов за 10 лет, пояснил он.
Дальнейшую перспективу сотрудничества он видит в производственной сфере. «Какой шанс есть у Казахстана? Маленький шанс в том, что Китай уже перегрет. В Китае вообще- то нет рабочей силы, всего 3,5% безработицы, — отмечает он.
«Что они сейчас делают? Они хотят высвободить свою рабочую силу, перевести второстепенные производства в соседние прилегающие страны. Возникли специальные зоны в Тайланде, переносятся предприятия в Лаос, Камбоджу, Вьетнам», — рассказал Чукин.
Он считает, что у Казахстана всего два пути: «у нас выбор в этой игре домино. Либо мы пристраиваемся, где еще можем, либо мы останемся последним неосвоенным рынком. И мы гордо будем продолжать стоять, не давать им визы, не пускать сюда работать и дожидаться, когда домино дойдет до нас», — заключил Чукин.