В Казахстане наблюдается кризис доверия к официальным субъектам религиозной сферы, заявил 1 марта директор центра противодействия религиозному экстремизму при университете «Нур Мубарак» Аскар Сабдин.
«Главная тенденция, которая наблюдается среди верующих, это нарастающий кризис доверия к официальным субъектам религиозной сферы», — сказал Сабдин на коллегии министерства информации и общественного развития.
Он пояснил, что каждый раз при беседе с лицами, вовлеченными в террористическую и экстремистскую деятельность, эксперты слышат примерно одни и те же критические замечания в адрес «системных» религиозных деятелей.
«Это касается некомпетентности в религиозных вопросах, отсутствия коммуникационных навыков, способности вести диалог с этими общинами и налаживать мосты: вместо этого наблюдаются в религиозной сфере синдром начальника, окаменелость, камуфлирование проблем вместо их решения, отсутствие открытости, прозрачности перед обществом», — сказал теолог.
По его словам, зачастую после общения с радикалами приходится корректировать поведение религиозных деятелей, официально работающих в религиозной сфере.
«Кризис доверия на сегодня проявляется в не снижающемся количестве последователей радикальных течений, осужденных по статьям экстремистского характера, несмотря на то, что все лидеры этих течений осуждены и деактивированы. Кроме того, в силу низкого уровня религиозной грамотности продолжается духовная колонизация наших верующих со стороны различных закамуфлированных джамаатов радикальных течений», — отметил Сабдин.
Помимо этого, к негативным тенденциям в религиозной сфере он отнес участившиеся проявления коррупции, поляризации среди верующих, конфликты и борьбу за религиозные статусы, когда тот или иной священнослужитель «не дает результаты, а вместо этого через пиар-инструменты актуализирует лишь свое личное «Я».
«Самое важное сейчас – это ставка на развитие человеческого ресурса в религиозной сфере: к сожалению, наша умма, если говорить об исламском сегменте, увлечена строительством различных зданий сооружений, но при этом игнорируется человеческий капитал, у нас кризис лидеров и мнений, которые не всегда могут скорректировать поведение верующих общин не всегда дать альтернативную интерпретацию», — продолжил эксперт.
Он также предложил усовершенствовать программы работы реабилитационных центров дерадикализации, где сейчас, по его оценке, сотрудники занимаются во многом «импровизированной» деятельностью.
«Там каждый теолог, психолог и педагог пытается воздействовать на радикалов своими методиками и за счет своих личностных способностей, этот процесс не стандартизирован, и наша просьба касается содействия в стандартизации дерадикализационных международных программ», — отметил теолог.
При этом, отметил спикер, сейчас в информационные разъяснительные группы, работающие с радикалами, входит много людей, которые не имеют представления о религии, но пытаются вести дискуссии на религиозные темы.
«Это дает обратный эффект: человек, вместо того чтобы дерадикализироваться, решает, что его убеждения являются истинными», — констатировал Сабдин.
Он также отметил, что в силу временного отдаления от последних событий, характеризовавшихся как теракты в Казахстане в 2016 году, в стране занижается значимость религиозной составляющей имеющихся угроз.
«Как специалист, который еженедельно встречается с радикалами, с террористами и экстремистам хочу сказать, что вирус радикализма у нас имеется. Очень большое число людей болеет вирусами религиозного радикализма. Я считаю, до сегодняшнего дня нельзя ослаблять бдительность в этой сфере», — заключил теолог.