В регионах сложилась разноречивая практика применения законодательства о государственно-частном партнерстве. Несовершенство законодательства и хитроумные действия отдельных акиматов привели к тому, что фактически ГЧП превратилось в завуалированную форму госзакупок из одного источника.
Об этом сегодня сообщил председатель совета по защите прав предпринимателей Нацпалаты «Атамекен» Каирбек Сулейменов.
Такой подход требует, по его словам, серьезного юридического анализа.
«Я прямо скажу, сложившаяся ситуация требует вмешательства правоохранительных органов. У нас сегодня ГЧП свелось только к сфере образования, частично здравоохранения. Минимизировали эту форму участия бизнеса в развитии нашей экономики. Это все неслучайно происходит, потому что самые «жирные» куски – строительство, транспорт, энергетика в ГЧП не охвачены. Это не случайно и об этом нужно прямо говорить. Грубо попираются интересы наших бизнесменов, которые готовы участвовать в инвестировании в нашу экономику», – сказал он.
Между тем депутат Мажилиса Аманжан Жамалов, возглавивший рабочую группу по анализу данной ситуации, сообщил, что с 2017 года по 1 февраля 2019 года заключено 580 договоров ГЧП на 1,5 млрд тенге. Итоги анализа показали, что недостаточная правовая регламентация является основной проблемой. Этот связано с отсутствием системности в работе по продвижению ЧГП, слаженности в работе акиматов, отсутствием анализа эффективности действующих и планируемых проектов, невнимание к проблемам регионов и отраслей в целом.
А предусмотренная подзаконными актами система реализации положений закона о ГЧП, по оценке депутата, создает необоснованную волокиту продвижения проектов. Так, схема договоров ГЧП, установленный правилами планирования и реализации проектов ГЧП, принятие решений по проектам затягивается на годы. Непрозрачная система проектов государственно-частного партнерства является причиной коррупционных преступлений.
«Громоздкая система экспертизы и согласования проектов не позволяет исключить злоупотребления и при заключении этих договоров. Несоответствие законодательства о ГЧП и отраслевых нормативных актов является еще одним прямым барьером между государством и ГЧП. Договора могут заключать только в социальной сфере, которая не является инвестиционно привлекательной и в большинстве своем дотируется из бюджета. Фактически эти договора являются еще одной формой госдолга с отложенным платежом», – сказал мажилисмен.
При этом Жамалов подчеркнул, что несмотря на то, что уже 10 лет правительство целенаправленно внедряет ГЧП, условия по взаимодействию партнеров в лице квазигоссектора не созданы и эта форма партнерства не реализуется. Участвуют только прямые бюджетные средства.