Министерство сельского хозяйства Казахстана должно стать органом, ответственным за разработку и реализацию внешней торговой политики в области производства продовольствия, считает президент Союза зернопереработчиков Казахстана Евгений Ган.
На зерновом форуме KazGrain 2019 в столице Казахстана 5 апреля глава отраслевого союза отметил, что мукомолы Казахстана теряют традиционные рынки соседних государств не только из-за развития собственных мощностей Узбекистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном, но и из-за отсутствия реакции на эти процессы со стороны казахстанских властей.
«У наших мукомолов нет проблем, есть проблемы у государства с отсутствием торговой политики: когда в отношении бизнеса принимаются меры (со стороны других государств – Kursiv) нетарифной политики, бизнес ничего не может с этим сделать, это задача государства. У нас нет стратегии торговли и нет госоргана, который четко бы за это отвечал, это надо признать. Бизнес так устроен, что ему надо все и сегодня, бизнесу неинтересно, когда ему говорят: «Потерпи два года», он отвечает: «Я за это время умру». Поэтому проблема не у мукомолов, проблема в том, что мы первыми мощно вышли на внешние рынки и поверьте, что, если завтра будет также активно продаваться казахстанское мясо за рубежом, к его производителям будут приниматься такие же ограничительные меры», — сказал Ган.
Он считает, что на основе опыта казахстанской мукомольной отрасли и тех проблем с введением на традиционных рынках сбыта их продукции ограничительных мер могла бы быть написана межведомственная программа по развитию экспортных направлений.
«Мы когда говорим – давайте сделаем тариф провоза зерна по железной дороге дешевле, отрасль уйдет от этого в плюс, мне представители железнодорожной администрации говорят: «А у нас от этого будет убыток» — но в стране-то в итоге будет плюс, поэтому должен быть регулирующий госорган, который сможет взвесить все плюсы и минусы и решить, что важнее для страны», — сказал спикер.
По его мнению, таким координирующим органом в сфере решения экспортных проблем продовольствия, произведенного в стране, могло бы стать министерство сельского хозяйства, но для этого оно должно быть наделено новыми полномочиями и получить новое название.
«Надо наделять министерство сельского хозяйства новыми функциями в этом направлении, оно должно заниматься и вопросами производства пищевых продуктов, и вопросами торговли внутри страны, и за ее пределами. Но тогда оно должно именоваться министерство сельского хозяйства и продовольствия или министерством продбезопасности», — заявил он.
По оценке эксперта, в настоящее время отрасль производства муки в Казахстане испытывает наибольшее давление со стороны Узбекистана, хотя именно с этой страной удалось решить вопрос об обнулении пошлины на ввоз муки.
«На сегодня с приходом нового президента в Узбекистане экономика этой страны развивается исключительно быстрыми темпами, очень многое делается для развития собственного бизнеса, и на сегодняшний день сложилось так, что, по большому счету, это бурное развитие для наших мукомолов есть достаточно большая проблема», — сказал Ган.
По его оценкам, затраты узбекских мукомолов на производство в среднем в три раза меньше, чем казахстанских, что приводит к дисбалансу во внешней торговле не только в мукомольной отрасли.
«Тонна импорта из Узбекистана в Казахстан дороже импорта из Казахстана в Узбекистан тоже в три раза, то есть мы покупаем в Узбекистане продукцию с более высокой добавленной стоимостью, продавая туда продукты с низкой добавленной стоимостью», — заметил глава Союза.
В результате, по его словам, в настоящее время в Казахстане наблюдаются два разнонаправленных процесса: мукомолы, чьи мощности дислоцированы на севере страны, заняты концентрацией производства для снижения издержек, то есть строительством все более мощных производственных активов.
«Север, как самый удаленный от основных рынков, уже понял, что конкурировать он сможет, только снижая издержки и оптимизируя затраты», — констатировал Ган.
Производственники же, которые дислоцируются на юге страны, в основном – в Южно-Казахстанской области, уходят на территорию Узбекистана.
«Они или уходят в узбекский мукомольный бизнес (создавая совместные предприятия – Kursiv), или просто переносят туда свои мельницы. Переток производства происходит по законам экономики, поэтому хотим мы этого или нет, этот процесс будет продолжаться», — заметил спикер.
По его словам, даже Афганистан, который сейчас потребляет две трети казахстанской муки, отправленной на экспорт, пытается идти по пути Узбекистана, наращивая внутреннее производство.
«Я в прошлом году присутствовал на межправпереговорах с афганской стороной – Афганистан желает закупать у нас 2,3 млн тонн зерна ежегодно, закрыв потребности, которые мы сегодня закрываем мукой. И эта страна когда-то, завтра – послезавтра тоже начнет развивать свое мукомольное производство… на это необходимо реагировать», — резюмировал Ган.