Когда на конференции в Нью-Йорке преподобный «Эл» Шарптон спросил кандидатов в президенты от Демократической партии о том, должно ли правительство США изучить вопрос о компенсациях афроамериканцам за многовековое порабощение и угнетение, один за другим они отвечали «да».
«Существует прямая связь между неравноправием в прошлом и неравноправием в настоящем. Именно поэтому нужно провести тщательное и серьезное исследование», – заявил Пит Баттигиг, белый мэр города Саут-Бенд, штат Индиана, перед преимущественно чернокожей аудиторией, собравшейся в бальном зале на Манхэттене.
Таким образом, вопрос репараций за рабство перестал быть лишь теоретической темой для обсуждений со стороны эссеистов, экономистов и историков и стал частью политического курса Демократической партии США – феномен, обусловленный тем, что главные кандидаты в президентской гонке поддерживают как саму эту идею, так связанный с ней единый законопроект в Конгрессе. Законопроект, известный как H.R. 40, впервые был предложен в 1989 году, но на протяжении десятилетий игнорировался и президентами, и лидерами Конгресса вне зависимости от их партийной принадлежности.
Законопроект H.R. 40 предусматривал создание федеральной комиссии для изучения того, как рабство и законы Джима Кроу влияют на афроамериканцев сегодня. Кроме того, законопроект призывал внести предложения по «исправлению» последствий рабства.
И демократы этот вопрос больше не игнорируют. Так, в этом году законопроект публично одобрила спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси. Правда, будучи лидером Демократической партии в Палате представителей последние 16 лет, раньше она этого не делала. Представители ее штаба отказались комментировать ее взгляды на этот счет в прошлом. Из 18 заявившихся основных, а также возможных кандидатов-демократов, по меньшей мере, 11 человек поддерживают эту меру.
«Абсолютно, я бы подписал этот законопроект, чтобы он принял силу закона», – заявил на прошлой неделе во время встречи с «Эл» Шарптоном бывший член Республиканской партии от штата Техас Бето О’Рурк.
При этом кандидаты не говорят о каких-либо денежных перечислениях со стороны Министерства финансов непосредственно на банковские счета американцев, чьи предки были рабами, и, как правило, это не совсем то, что многие афроамериканские лидеры Конгресса подразумевают под репарациями. В частности, таковым может стать официальное признание правительством того факта, что рабство было совершенной США несправедливостью.
«Ожидаю ли я, что завтра под дверью моего дома появится мешок с деньгами? – Нет. Однако я полагаю, что мы должны думать о том… как мы относимся к прошлому», – говорит Адрианна Шропшир, исполнительный директор BlackPAC, либеральной организации, которая проводила опросы и сопровождала кандидатов на промежуточных выборах 2018 года.
Г-жа Шропшир отмечает, что поддержка инициативы с исследованием темы репараций поможет тем кандидатам, кто стремится заручиться голосами чернокожих избирателей, а также той части белых граждан, кто обеспокоен материальным неравенством в США.
Согласно анализу, представленному TheWallStreetJournal компанией Storyful, исследующей социальные сети и выявляющей тренды, с января по февраль частота упоминаний законопроекта H.R. 40 в Twitter возросла на 150%. Сама Storyful, как и WSJ, входит в медиахолдинг News Corp.
В этот период одним из первых примеров выступления кандидата в президенты в поддержку репараций стало появление в популярной нью-йоркской радиопрограмме «Клуб для завтрака» сенатора от Калифорнии Камалы Харрис.
В беседе с Ленардом МакКелви, также известным, как Charlama gnethaGod, г-жа Харрис заявила, что «история рабства в Америке насчитывает 200 лет. У нас в стране были законы Джима Кроу. У нас в Америке в течение очень долгого времени была сегрегация, введенная на официальном уровне». В ходе беседы Мак Келви спросил ее, поддерживает ли она репарации в «каком бы то ни было виде». Она ответила «да».
По данным исследования Storyful, в связи с законопроектом H.R.40 с начала года г-жа Харрис упоминалась в Twitter 309 раз, порядка 88% этих упоминаний имели место после ее появления на радио.
При этом, согласно GoogleTrends, в течение нескольких недель после этого интервью на радио, поисковых запросов по теме репараций за рабство в Google было больше, чем за все последние десять лет. И этот всплеск интереса намного превзошел скачок числа запросов в поиске, который последовал за публикацией в 2014 году в журнале The Atlantic эссе журналиста Та-Нехиси Коутса под названием «Дело о репарациях».
По словам Ленарда Маккелви, он решил спросить г-жу Харрис о репарациях, поскольку узнал о большом интересе к этой теме со стороны других афроамериканцев, включая слушателей его радиопрограммы, охватывающей от четырех до пяти миллионов человек в неделю. Однако он отметил, что последующий разговор по вопросу выдвижения кандидата от Демократической партии на выборах в 2020 году был очень коротким.
«Следующим должен был быть вопрос о том, как именно будет выглядеть этот план выплаты репараций», – сообщил он.
Некоторые члены Конгресса от Демократической партии остались недовольны этой беседой. Так, сенатор Кори Букер из Нью-Джерси планирует представить сенатскую версию законопроекта H.R. 40, однако, как он заявил в недавнем интервью на CNN, неравенство между черными и белыми было «просто сведено до отметки в президентском списке, тогда как эта тема для гораздо более серьезного обсуждения».
Тем не менее многие активисты находятся под влиянием этой тематики. «В политической дискуссии вокруг чернокожих не было темы о благосостоянии и разрыве в благосостоянии», – говорит адвокат по уголовным делам из Лос-Анджелеса Антонио Мур, активист, который в последние годы выступает за репарации для потомков рабов.
При этом, когда в 2016 году Коутс задал президенту-демократу Обаме вопрос о репарациях, тот ответил, что «суть проблемы в том, что трудно найти модель, в которой можно заручиться политической поддержкой для реализации такого рода усилий». Представитель г-на Обамы от комментариев отказался. Президент Трамп по вопросу законопроекта H.R. 40 не высказывался.
Ряд сенаторов-республиканцев выразили свои сомнения по поводу H.R. 40. Так, контроль со стороны Республиканской партии над сенатом и Белым домом – это главная причина, по которой демократы в Конгрессе, включая некоторых соавторов законопроекта H.R. 40, испытывают скептицизм в отношении того, сможет ли этот документ стать законом.
Законопроект Букера может встретить сопротивление и в судебном комитете Конгресса, через который подобного рода законопроекты попадают на рассмотрение в сенат. «Я думаю, эта тема слишком удалена во времени, слишком спорная, и, откровенно говоря, я не думаю, что это хорошо для страны», – заявил на прошлой неделе председатель комитета Линдси Грэм (Республиканская партия, штат Южная Каролина).
Аналогичное мнение выразил и другой член Судебного комитета сенатор Джон Кеннеди (Республиканская партия, штат Луизиана), сообщив, что не думает, что кто-то из ныне живущих должен отвечать за рабство. «Я верю в личную ответственность», – говорит он.
Один из главных инициаторов законопроекта H.R. 40 член Палаты представителей Шейла Джексон Ли (Демократическая партия, штат Техас) признает, что ее законопроект не входит в число приоритетных вопросов в повестке дня для заседающих в Палате представителей демократов. Она отметила, что Судебный комитет Палаты представителей, который будет его рассматривать, в большей степени занят изучением деятельности администрации Трампа и доклада Мюллера. «Мы, конечно, можем делать две вещи одновременно, но я точно знаю, что будет определенная очередность», – говорит она.
Однако секретарь демократического большинства Джеймс Клайберн, самый высокопоставленный афроамериканец в Конгрессе, заявил в интервью, что, по его мнению, законопроект H.R. 40 может быть вынесен на рассмотрение к концу года.
При этом частный сектор также проявляет интерес к теме репараций. Так, студенты Джорджтаунского университета проголосовали за повышение платы за обучение почти на $27 в семестр в пользу потомков африканцев, которые были порабощены в 1800-х годах. Но прежде чем эта инициатива вступит в силу, ее должен одобрить Совет директоров университета.
Вероятно, законопроект о репарациях будет увязан с программой кандидата на пост президента от Демократической партии, по крайне мере, до того времени, пока кандидат не получит поддержку чернокожего населения. Общественных опросов по теме репараций было немного, однако два опроса проведенные за последние четыре года, показывают, что большинство афроамериканцев выступают «за», а большинство белых «против».
При этом нет уверенности, что чернокожих избирателей удастся легко перетянуть на свою сторону лишь обещаниями о репарациях. Так, присутствовавшая на конференции «Эл» Шарптона бывший преподаватель из Квинса (штат Нью-Йорк) Жаклин Фостер скептически отнеслась ко всем кандидатам. «Они просто сказали то, что, по их мнению, черная аудитория хочет услышать», – отмечает она.