Новые правила субсидирования Минсельхоза действуют только для тех, кто участвует в программе «Сыбаға» и завозит крупный и мелкий рогатый скот из-за рубежа. При этом многие жамбылские фермеры до сих пор не получили положенные им субсидии за прошлый год. Сложившаяся ситуация отбивает у крестьян желание производить мясо и молоко.
Где деньги, Минсельхоз?
На эту проблему в своем запросе от 13 марта обратили внимание премьер-министра Аскара Мамина депутаты мажилиса, члены депутатских фракций партий «Нур Отан» и «Ак жол». Депутаты рассказали о проблемах актюбинских сельхозпроизводителей, которые не получили выплаты субсидий на сумму более 2,4 млрд тенге. При этом, как было указано, аналогичная ситуация сложилась и в ряде других областей Казахстана – общая сумма задолженности перед сельхозпроизводителями по отрасли составила порядка 36,6 млрд тенге.
Как сообщил «Курсиву» председатель жамбылского областного филиала республиканского общественного объединения «Союз фермеров Казахстана» Жигули Дайрабаев, только животноводческим хозяйствам региона, содержащим КРС, в минувшем году не было выплачено 1,2 млрд тенге. 450 млн тенге не получили фермеры, специализирующиеся на племенном животноводстве. Предприятиям по производству яиц до сих пор не выплатили 13 млн тенге, а за произведенное мясо птицы птицефабрики не получили 50 млн тенге. 70 млн тенге в виде субсидий недополучили производители мяса ягнятины, 200 млн тенге – свиноводы, более 10 млн тенге – овцеводческие хозяйства. Животноводам, занимающимся селекцией скота, не выплатили субсидий на сумму 120 млн тенге, фермерам, производящим молоко, – 80 млн тенге; 950 млн тенге субсидий до сих пор не дошло до производителей говядины. В общей сложности получается около 3,13 млрд тенге.
Для кого субсидии?
Глава крестьянского хозяйства «Жастар болашагы» Алдибек Амреев из Т. Рыскулова района поделился, что из-за проблем с получением субсидий решил отказаться от разведения КРС и лошадей мясного направления в пользу производства молока. «В прошлом году я продал на мясо 180 быков. На каждую голову должен был получить субсидию 45 тыс. тенге. Собрал документы, предоставил их в райотдел сельского хозяйства, но ничего мне не дали. Объяснили, что субсидии выплачиваются только тем, кто содержит в хозяйстве больше 1 тыс. голов. А у меня меньше, но и правила до этого были другие: для получения субсидий достаточно было иметь больше 100 голов КРС. В этом году я сократил поголовье с 70 до 30 быков, еще есть 30 лошадей мясной породы», – рассказал «Курсиву» фермер.
Он добавил, что в сентябре планирует приобрести в Алматинской области дойных коров, чтобы производить молоко – это направление субсидируется лучше, чем мясное. В прошлом году фермер попытался заняться этим направлением сельхозпроизводства, купил коров в России по программе «Сыбаға». Однако животные не смогли адаптироваться в условиях жамбылского предгорья и пришлось их продать. А разведение коров местной алатауской породы поволит получить ожидаемую прибыль.
Участвовать в программе животновод на этот раз отказался – много сил и времени уходит на подготовку необходимых документов. «Я хочу работать, но без государственной поддержки приходится трудно. Причем с этими проблемами сталкиваются все фермеры», – говорит Алдибек Амреев.
Официальная точка зрения
По информации главного специалиста отдела животноводства управления сельского хозяйства акимата Жамбылской области Сражаддина Сулейменова, в настоящее время в области действуют 32 специализированных хозяйства по разведению племенного КРС молочного направления, 32 хозяйства разводят скот мясного направления продуктивности. Кроме того, в отрасли племенного овцеводства функционируют 75 племенных овцеводческих хозяйств, 22 хозяйствующих субъекта занимаются выращиванием племенных лошадей. В них разводится более 20 различных пород племенных животных.
Собеседник отметил, что в прошлом году в рамках бюджетной программы поддержки племенного животноводства товаропроизводителям в общей сложности выплачено субсидий на сумму 4,1 млрд тенге. В рамках реализации программы «Сыбаға» в области принята отраслевая программа развития мясного скотоводства на 2018–2027 годы, утверждены индикативные показатели. В этот период в регион запланирован ввоз более 36 тыс. голов импортного маточного поголовья КРС.
«В прошлом году в кредитные финансовые институты НУХ «КазАгро» от 34 хозяйств поступили заявки на приобретение 8,2 тыс. КРС, из которых одобрены заявки на покупку 7,9 тыс. голов, фактически завезено около 2 тыс. голов на сумму 852,5 млн тенге, полученных через кредитную организацию. Также в рамках этой программы 77 товаропроизводителям выдано 948,6 млн тенге кредитов, закуплено 32,2 тыс. голов овец. Согласно поручению Министерства сельского хозяйства в 2018 году по Жамбылской области было запланировано экспортировать 1 тыс. т говядины, 1,5 тыс. т баранины. Эти показатели по итогам года были выполнены на 101,4 и 110,6% соответственно», – сообщил специалист облсельхозуправления.
Сражаддин Сулейменов также проинформировал, что в этом году, по состоянию на 12 апреля, в кредитные организации поступило девять заявок на приобретение 853 голов импортного КРС и выдано кредитов на 45 млн тенге. Кроме этого, на приобретение овец поданы заявки от 57 хозяйств на покупку 29,3 тыс. голов на сумму 751 млн тенге. Из них получили одобрение 45 заявок на общую сумму 543 млн тенге.
«Сюрприз» с доставкой?
Уделяя внимание импорту племенного скота за рубежом, специалисты Министерства сельского хозяйства делают ставку на повышение качества животных, содержащихся в отечественных хозяйствах. Это и улучшает селекционную работу, и позволяет придать животным казахстанских пород новые признаки, позволяющие получать высокие результаты.
Между тем руководители крупных животноводческих хозяйств Жамбылской области обращают внимание еще на одну важную проблему – речь идет о заболеваниях скота и вакцинах.
«Мы уже несколько лет завозим племенной скот из России и Беларуси, Китая и Турции. И вместе с ними приобретаем не известные нам ранее заболевания животных, от которых теперь приходится покупать вакцины. А препараты эти изготавливаются только за рубежом и стоят очень дорого», – говорят фермеры.
Однако в жамбылской областной территориальной инспекции Комитета ветеринарного контроля и надзора Министерства сельского хозяйства РК отмечают, что в регионе не зафиксировано ни одного факта ввоза экзотических заболеваний животных.
«Импорт крупного и мелкого рогатого скота в регион осуществляется в соответствии с решением комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе», а также согласно алгоритму, утвержденному Минсельхозом, – пояснил «Курсиву» исполняющий обязанности руководителя ведомства Жандар Кулекеев. – Прежде чем покинуть страну отправления, животные проходят 30-дневный карантин, затем они находятся на 30-дневном карантине в стране прибытия. Скот наблюдается на предмет 10 экзотических заболеваний животных. Если хотя бы одно из них выявляется, то принимаются соответствующие меры».
Как отметил собеседник, он вообще не понимает, в чем проблема: если фермеров что-то беспокоит, пусть обращаются в инспекцию.