Сроки строительства Тургусунской ГЭС сорвались из-за паводка
О том, что нужно использовать мощь многочисленных рек и речушек в Восточном Казахстане говорят давно. Но пока в области реализуется только один проект в сфере малой гидроэнергетики.
12,6 млрд для затравки
Строительство малой гидроэлектростанции на реке Тургусун, мощностью 29,4 МВт, – знаковый для Восточного Казахстана проект. Успешный запуск объекта может дать зеленый свет и другим ГЭС. Только в Тургусунском каскаде их планировали три, еще столько же можно поставить на реке Бухтарма. Но пока внимание властей и общественности приковано к единственной стройке, развернувшейся в лесу, в 30 километрах от города Алтая.
Первые шаги по реализации этого проекта были сделаны еще в 2013 году, когда в районе Алтай прошли общественные слушания, с участием вновь созданного ТОО «Тургусун-1». Позднее с привлечением российских и китайских специалистов была разработана проектная документация. В селе Парыгино установлен дробильно-сортировочный комплекс, непосредственно на стройплощадке – бетонный завод и вахтовый городок.
По информации заместителя директора по экономическим вопросам ТОО «Тургусун-1» Асета Максут, проект финансируется в рамках реализации госпрограмм. Банк Развития Казахстана и его дочерняя организация «БРК-Лизинг» выдали кредиты на общую сумму в 8,6 млрд тенге.
За счет государства по программе «Дорожная карта бизнеса-2020», как отмечают в «Тургусун-1», были построены инфраструктурные объекты – железнодорожный тупик в селе Парыгино и высоковольтная линия электропередач. Компания вложила в строительство ГЭС 4 млрд собственных средств. Таким образом, общая стоимость объекта составила более 12,5 млрд.
Три месяца большой воды
Экскурсию по строительной площадке для «Курсива» провел директор ТОО «Тургусун-1» Калаубек Баймуханбетов, в активе которого опыт возведения и запуска Мойнакской ГЭС. Еще в дороге гидростроитель рассказал, почему не удалось сдать тургусунский объект в декабре, как это было запланировано ранее.
«Конец 2018 года — декларативный срок, принятый еще в 2013 году, но реалии внесли свои коррективы. Были причины природного характера. В прошлом году весенний паводок длился 3 месяца, что, судя по архивным данным, произошло впервые за последние 56 лет», — поясняет г-н Баймуханбетов.
По словам директора «Тургусун-1», в 2018 году уровень воды в реке несколько раз поднимался до 6 метров. Такую нагрузку не смогли выдержать временные перемычки и водоотводный канал, построенный, чтобы осушить русло реки для возведения плотины.
«С учетом данных имеющейся у нас архивной документации, предусмотрели все мероприятия для пропуска реки на время строительства, но паводок 2018 года «выскочил» из тех рамок, на которые мы ориентировались по материалам прошлых лет», — делится Калаубек Баймуханбетов.
Временные защитные сооружения и глубина канала были рассчитаны на пятиметровый уровень воды. В итоге река шла через мост, ведущий на стройплощадку, переливалась через гребень перемычек, и строительный котлован восемь раз затапливало. Каждый раз приходилось откачивать по 2-3 тысячи кубов воды, что вместе с затишьем на стройке, по данным гидростроителей, нанесло объекту ущерб размером в 100 млн тенге.
И сегодня видны последствия прошлогоднего паводка. Местами разрушены борта водоотводного канала. Река снова начинает разливаться, но уровень воды пока не превышает 3 метров. В «Тургусун-1» надеются, что в этом году столь сильного паводка не будет, и работа пойдет по плану.
Заставили поволноваться гидростроителей и зимние морозы. Температура на площадке, по их словам, несколько раз опускалась до минус 50 градусов, останавливая все работы не объекте.
Неудачный опыт французов
Буквально в 400 метрах от тела строящейся плотины расположены развалины старой ГЭС. Первые попытки использовать энергию Тургусуна были сделаны еще в конце 19 – начале 20 веков французскими инженерами, которые действовали по заказу царского правительства. Но в один из паводков тело плотины подмыло и разрушило.
Современные гидростроители заверяют, что при проектировании ГЭС был учтен негативный опыт прошлых лет. И само тело плотины, по их словам, в отличие от временных защитных сооружений, способно выдержать мощный гидроудар. На стадии разработки ПСД учитывался паводок, который может быть раз в тысячу лет.
Согласно проекту, переливная плотина длиной около 280 ммтров будет возведена на тридцатиметровую высоту. При этом ее основание «врезается» в грунт местами до 20 метров, а само бетонное тело прикреплено анкерами к склону горы. На сегодня, по данным директора ТОО «Тургусун-1», выполнено около 80% всех бетонных работ.
Визуально, с учетом высоты возведенных блоков, кажется, что остался значительно больший фронт работы, но как поясняют строители у сооружения массивное основание, на возведение которого ушел весомый объем планового бетона.
Участок плотины с левого берега и до водоотводного канала возведен на полную высоту. Справа также готов небольшой бетонный отрезок, слившийся со скалой. В русле реки блоки возведены на разную высоту. Во время нашей экскурсии по объекту рабочие занимались усилением металлического скелета сооружения.
«Остались две большие секции, еще необходимо уложить около 10 тысяч кубов бетона. После нужно будет достроить само здание ГЭС и установить все оборудование, которое было завезено на площадку еще весной 2018 года», — поясняет Калаубек Баймуханбетов.
Сейчас на объекте задействованы специалисты из Поднебесной, которые уже начали монтаж закладных элементов гидросилового оборудования, изготовленного на заводах в Китае. Будет установлено три агрегата. Два из них – мощностью 11,5 МВт, третий – 1,9 МВТ, рассчитанный на запуск в зимние месяцы с минимальным пропуском воды (10-12 кубов в секунду).
«Если поток будет меньше, сможем использовать потенциал водохранилища, которое образуется после запуска ГЭС», — поясняет директор «Тургусун-1».
Зарплата для гидростроителя
Непосредственно строительством ГЭС, по заказу ТОО «Тургусун-1», занимается генеральный подрядчик — ТОО «Саулет LTD». У организации не было опыта в гидростроении, и учиться приходилось на ходу. Как поясняет представитель заказчика, ранее по работе организации возникали определенные замечания.
В прошлые годы свои жалобы, связанные с задержкой заработной платы и условиями труда, озвучивали и рабочие подрядчика, задействованные на стройке.
Но сейчас, как заверил «Курсив» директор ТОО «Саулет LTD» Максим Мамонтов, проблемные вопросы практически решены. Генподрядчик привлек три восточно-казахстанские компании. Всего, по данным г-на Мамонтова, на стройплощадке задействованы около 400 человек, работа идет в две смены. В распоряжении рабочих — более 50 единиц техники.
«Наши специалисты проводят монтаж арматуры, выставляют опалубку и бетонируют. С материалом проблем нет. Цемент используем Бухтарминский, марки 400, который благодаря своему качеству известен за пределами страны», — делится с «Курсивом» начальник строительного участка ТОО «ВК-Техногрупп» Амангельды Туктасинов.
Представитель другого субподрядчика мастер монтажного участка ТОО «Гидросталь» Евгений Малюгин рассказал, что его рабочие ведут монтаж закладных деталей на верхнем и нижнем бьефах, сегментых затворов.
«Заказчиком поставлена задача – сдать объект до конца июня 2019 года. Будем ее решать, нагонять отставания. Уже работаем с поставщиками, чтобы не допустить срыва сроков завоза материалов. Подрядчики планируют дополнительно привлечь еще около 100 человек», — поделился директор ТОО «Саулет LTD».
Калаубек Баймуханбетов отметил, что со своей стороны заказчик своевременно решает все финансовые и административные задачи. Успешный запуск первой малой ГЭС в ВКО – вопрос не только финансовой выгоды, но и репутации современных гидростроителей.