Региональный экомониторинг за состоянием атмосферного воздуха в Усть-Каменогорске каждый год обходится бюджету в несколько десятков миллионов тенге. По мнению экспертов, финансирование уникальной системы экологического онлайн-контроля РАИСПЭМ, дублирующей функции «Казгидромета», не дает чиновникам законных рычагов влияния на загрязнителей.
И частная, и государственная
Напомним, в №5 «Курсив-Восток» от 14 февраля текущего года в материале «Дышите ровно, за все уплачено» мы уже писали о финансовой стороне экологического регулирования в Усть-Каменогорске. Согласно данным управления экономики и бюджетного планирования ВКО, на экологические мероприятия из бюджета области в 2019 году выделено 216 млн тенге.
«Ежегодно проводится комплекс мероприятий по текущей бюджетной программе «Мероприятия по охране окружающей среды». Среди них на охрану атмосферного воздуха, функционирование региональной автоматизированной измерительной системы промышленно-экологического мониторинга (РАИСПЭМ) и обеспечение ТОО «Центр экологической безопасности» (ЦЭБ) – около 40 млн тенге. Сейчас проходят конкурсные процедуры по госзаказу на этот год», – сообщила «Курсиву» руководитель отдела природоохранных программ управления природных ресурсов и природоохранных программ ВКО Аяулым Кайдарова.
Данные с сайта goszakup.gov.kz свидетельствуют о том, что в предыдущие годы услуги мониторинга с помощью РАИСПЭМ оказывались в пределах такого же финансового объема. В 2016 году на данную статью расходов лот был объявлен на 36 млн, в 2017-м – на 37 млн, в 2018-м – на 39 млн тенге.
Сама по себе система РАИСПЭМ представляет собой комплекс из девяти постов химического контроля, которые в режиме реального времени передают в Центр экологической безопасности (ЦЭБ) информацию о концентрации в воздухе восьми химических соединений. Далее она отражается на сайте центра и доступна в онлайн-режиме.
По словам ведущего специалиста ТОО «Центр экологической безопасности» Валентины Саватеевой, когда датчики РАИСПЭМ фиксируют превышение по показателям, данная информация передается во все уполномоченные контролирующие органы для принятия оперативных решений.
Кто главнее?
Параллельно с региональной системой ЦЭБа наблюдение за состоянием атмосферного воздуха в Усть-Каменогорске ведется на метеостанциях филиала РГП «Казгидромет» по ВКО, финансируемых из республиканского бюджета. На сайте компании информация публикуется в общем бюллетене один раз в месяц.
«Наша обязанность – это госмониторинг. Мы делаем отбор, анализ и выдаем результаты. 17 наших метео- и гидропостов работают как в онлайн-режиме, так и с помощью отбора проб специальными устройствами. Все результаты сводятся. По состоянию атмосферного воздуха ежедневно отправляется информация в департамент экологии ВКО, специализированную природоохранную прокуратуру. Если это касается высоких случаев загрязнения, то сразу же все данные поступают также в областную прокуратуру, департамент экологии, департамент по ЧС, управление здравоохранения, управление образования», – говорит начальник комплексной лаборатории филиала «Казгидромет» по ВКО Татьяна Козлянская.
В Центре экологической безопасности провели сравнительный анализ данных отбора проб РАИСПЭМ и «Казгидромета» за первый квартал этого года.
«Данные РАИСПЭМ и «Казгидромета» по нескольким веществам, показавшим повышение, у нас коррелируются. А по остальным ингредиентам превышений как в «Казгидромете», так и у нас – не наблюдалось. «Казгидромет» имеет госзаказ на отбор проб три раза в сутки, а РАИСПЭМ делает замеры 32 раза в сутки. Поэтому более точная информация может быть от системы регионального мониторинга», – отмечает директор ТОО «Центр экологической безопасности» Геннадий Корешков.
На первый взгляд может показаться, что действия той и другой организации равнозначны. Однако у них есть серьезное отличие. Согласно статье 145 Экологического кодекса РК «деятельность по ведению мониторинга состояния окружающей среды относится к государственной монополии и осуществляется Национальной гидрометеослужбой (РГП «Казгидромет»)».
«Да, «Казгидромет» является монополистом, но деятельность других видов систем у нас не запрещена. То есть использовать данные РАИСПЭМ в целях госконтроля не допускается, но мы финансируем функционирование этой системы для того, чтобы осуществлять право доступа каждого гражданина к информации о состоянии атмосферного воздуха», – отмечает Аяулым Кайдарова.
Есть мнение
Президент республиканской Палаты экологических аудиторов Роман Честных считает, что данные РАИСПЭМ не могу применяться в качестве доказательной базы, так как негосударственная система мониторинга не имеет законодательно закрепленного статуса.
«Руководство ЦЭБа не может на основании собранных данных обвинить какое-либо крупное промышленное предприятие. Единственное – можно обратиться в департамент экологии ВКО, чтобы те вышли с внеплановой проверкой. Но такое обращение-жалобу может написать любой человек. Только служба «Казгидромет» имеет полномочия вести государственный экологический контроль. Но они также просто собирают данные, мы говорим лишь о констатации фактов. К сожалению, законодательно мы не можем оперативно реагировать на какие-то происходящие вещи. Когда предприятия работают в базовом режиме, проблем на самом деле нет. Нестабильности добавляют два фактора – когда что-то пошло не так, как запланировано, нет соответствующей оперативной реакции», – отметил Роман Честных в интервью «Курсиву».
По мнению руководителя Палаты экологических аудиторов, основным направлением вместо существующих экологических мероприятий должно стать внесение изменений в законодательную базу. Чтобы что-то кардинально поменялось, нужно дорабатывать нормативы и инструкции, создавая реальные инструменты оперативного реагирования, действующие законодательно.