Какие выгоды и риски принесет появление на границе с Узбекистаном нового «Хоргоса»
Рост объемов международной торговли и взаимного товарооборота между Казахстаном и Узбекистаном ожидается от ввода международного центра торгово-экономического сотрудничества (МЦТЭС) «Центральная Азия», который будет создан на совместной границе. Однако есть опасения, что при этом могут пострадать интересы казахстанских производителей.
Напомним, договоренность о создании МЦТЭС «Центральная Азия» была достигнута во время апрельского государственного визита президента РК Касым-Жомарта Токаева в Республику Узбекистан. Для выполнения задачи, поставленной руководством обоих государств – нарастить к 2020 году товарооборот до $5 млрд, – предполагается использовать в полной мере потенциал регионального и приграничного сотрудничества. В этой связи в Миннацэкономики считают своевременной идею создания МЦТЭС.
Как отмечается в ответе пресс-службы министерства на запрос «Курсива», этому способствует ряд благоприятствующих факторов: стратегическое партнерство и лидерство двух стран в торговле в Центральной Азии, совокупный объем самых крупных в регионе рынков – более чем 50 млн человек, расположение рядом двух крупнейших агломераций – Шымкента и Ташкента. Кроме того, в непосредственной близости находятся крупные и развитые инфраструктурные узлы – ж/д станция «Сарыагаш», международный пункт пропуска «Жибек жолы», автодорога Западная Европа – Западный Китай.
В ведомстве особенно подчеркнули значительный потенциал увеличения международной торговли. Центр станет одним из ключевых элементов формирующегося транспортно-транзитного коридора «Север–Юг», который соединит рынки Центральной и Южной Азии с регионами Европы, Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Что по плану
Первоочередными задачами МЦТЭС указаны создание нового современного пункта пропуска, строительство объектов оптово-розничной торговли и прилегающей инфраструктуры, создание транспортно-логистического центра. Концепцию создания МЦТЭС разработает совместная казахстанско-узбекистанская межведомственная рабочая группа. Она же составит дорожную карту проекта.
Текущий 2019 год определен как подготовительный. По информации узбекских СМИ, МЦТЭС заработает в полноценном режиме уже к 2025 году. Стоимость реализации проекта будет обсуждаться двумя сторонами в рамках совместной рабочей группы. Как подчеркнули в Миннацэкономики РК, более 90% расходов планируется из внебюджетных источников – это частные средства, прямые иностранные инвестиции. Также будет задействован механизм ГЧП. Из бюджета средства будут выделяться только на подвод инженерных коммуникаций.
Что даст МЦТЭС
В Миннацэкономики предполагают, что МЦТЭС, во-первых, позволит наладить современную инфраструктуру международной торговли, производства и логистики на приграничных территориях Казахстана и Узбекистана. Даст возможность бизнесу двух стран быстро и удобно осуществлять торговые операции, создавать совместные предприятия, осуществлять выгодные и безопасные транспортно-логистические операции.
Во-вторых, во время строительства объектов МЦТЭС и во время его работы планируется создание более 10 тыс. рабочих мест.
В-третьих, будет выведена из тени приграничная и транзитная торговля и увеличится собираемость налогов в местный и республиканский бюджеты обеих стран.
В-четвертых, такой формат торговли будет стимулировать межрегиональную кооперацию бизнеса стран через создание совместных предприятий, привлечение взаимных инвестиций, проведение выставок, ярмарок, бизнес-форумов и других мероприятий по укреплению бизнес-контактов двух стран.
Наконец, в-пятых, создание такого центра позволит двум государствам дополнительно стимулировать развитие международного туризма в городах Центральной Азии вдоль Шелкового пути.
Местный бизнес уже в убытке
В первую же очередь, разумеется, эффект от открытия МЦТЭС должна ощутить экономика Туркестанской области и Шымкента, на которые вкупе приходится треть от всего товарооборота страны с Узбекистаном. От появления центра приграничной торговли ожидается снижение цен на реализуемые через него товары, в том числе продукты питания. Однако плюс для конечного потребителя грозит обернуться минусом для местных производителей.
Сами предприниматели южного региона, а также представители территориальных подразделений НПП «Атамекен» уже неоднократно заявляли о снижении конкурентоспособности казахстанских производителей после открытия границы и интенсивного роста взаимной торговли. В частности, как уже писал «Курсив», из-за наплыва дешевой продукции из Узбекистана производство овощей в закрытом грунте в Туркестанской области становится нерентабельным.
Ввиду более благоприятных климатических условий для выращивания овощных культур, более низкой стоимости коммунальных услуг их производство на юге Казахстана выходит дороже как минимум в полтора раза. Так, по подсчетам ассоциации теплиц Туркестанской области, себестоимость выращенного в теплицах области килограмма огурцов и помидоров составляет 140–150 тенге, в Узбекистане – 70–75 тенге. По информации региональной палаты предпринимателей, часть теплиц уже сократила объемы экспорта и выпуска продукции, другие стали работать в убыток и продавать товар по себестоимости и ниже, а некоторые вообще были закрыты.
Мнения разделились
Председатель ассоциации теплиц Туркестанской области Мырзахмет Снабаев подтвердил предположения «Курсива» о возможном усугублении проблем казахстанских бизнесменов. По его мнению, деятельность центра если не сразу, то постепенно, с увеличением оборота, может отразиться на их положении. Выход спикер видит в субсидировании затрат на дорогостоящий газ и в целом господдержке отечественных товаропроизводителей. А также в применении регулирующих и ограничительных мер на ввоз импортной продукции из Узбекистана, хотя бы в пик сезона созревания ранних овощей.
Аналогичного мнения придерживается и фермер из приграничного района Туркестанской области, занимающийся выращиванием фруктов и овощей.
«Мы уже не первый год страдаем от сложившейся ситуации. Наша деятельность сейчас напоминает карточную игру: не знаешь, что будет завтра. Например, сегодня выращиваешь капусту, а уже продается узбекистанская, которая созрела раньше, и мы не можем получить запланированную прибыль. В прошлом году вообще вся наша капуста осталась на корню – не продали ни одного килограмма. Мы серьезно опасаемся, что с открытием центра приграничной торговли будет еще тяжелее. Конечно, я понимаю, что основная масса населения будет довольна удешевлением продукции. Но мы, фермеры, не сможем развиваться и конкурировать с соседями. Для нас лучше, чтобы граница была закрыта», – рассказал он в беседе с журналистом «Курсива».
А вот эксперт по инвестициям и экспорту, советник регионального инвестиционного центра «ОҢТҮСТІК» Нурбек Ачилов, наоборот, считает, что масштабы зон свободной торговли надо расширять.
«При всех плюсах создание зоны свободной торговли между двумя государствами на границе имеет ряд ограничений, – сказал он в комментариях «Курсиву». – Это выделение огромных бюджетных средств для строительства торговых площадей и инфраструктуры, создание бюрократических установок для торговли в этих зонах, различные барьеры для граждан при пересечении границ и многое другое. Я являюсь сторонником единой экономики Центральной Азии и считаю, что наши страны должны прийти к созданию в будущем зон свободной торговли пяти государств Центральной Азии на внешних границах по опыту стран Европейского союза».
В заключение отметим, что мнения по поводу экономического эффекта от появления МЦТЭС разделились. Кто-то высказывает позитивные ожидания, другие делают негативные прогнозы, в том числе о еще большем снижении конкурентоспособности казахстанских производителей. Однако главным плюсом с точки зрения экспертов все же является один момент: приграничная торговля будет вестись легально.