Все казахстанские брокеры и дилеры выполняют новые нормативы по коэффициентам ликвидности, утвержденные Нацбанком РК. Об этом говорится в последнем отчете регулятора на начало текущей весны.
Напомним, коэффициент ликвидности – это отношение суммы ликвидных активов к обязательствам компании, то есть ликвидные активы делятся на обязательства. Этот показатель для инвесткомпаний повышается республиканским регулятором с прошлого года. Ежедневное значение коэффициента ликвидности у брокеров с 1 июля 2018 года должно составлять не менее 1,2; с 1 января 2019 года — не менее 1,3; с 1 января 2020 года – не менее 1,4; с 1 января 2021 года — не менее 1,5.
Инвестиции наполовину
Год от года растут лишь десятые доли в нормативе ликвидности у брокеров, и, казалось бы, в этом нет напряжения. Однако, рост этих десятых долей ограничивает возможность брокеров покупать активы на заемные средства; или если смотреть глобально, то этот коэффициент ограничивает возможность финансовых институтов эффективно использовать капитал. Данный норматив ликвидности именно в таком виде, или же с таким смыслом, больше не используется нигде в мире – это абсолютная новация НБРК.
За сухими цифрами всегда кроются истории полученной или упущенной прибыли для инвестора. Что такое коэффициент ликвидности в реальной жизни?
К примеру, формируется брокерская компания, куда вливается капитал $1 млн для получения прибыли. Компания принимает решение инвестировать в акции нефтетранспортной компании (НК): она является стабильным эмитентом, платит хорошие дивиденды. Взвесив все «за» и «против», инвесткомпания покупает акций НК на $1 млн, соответственно в портфеле компании оказывается ликвидный актив на миллион долларов, на который будет начисляться дивиденд 5-8%. Обязательств у компании нет, как следствие – коэффициент ликвидности хороший.
Далее, эксперты инвестиционной компании видят, что в краткосрочный период можно хорошо заработать на акциях, например, энерготранспортной компании (ЭК), скажем 30%: прогноз хороший, скоро финансовый отчет выйдет, в котором финансисты увидят положительные результаты, и вероятную прибыль, которая может оказаться выше прогнозной. Принимается решение привлекать деньги для покупки акций ЭК под купленные акции НК – это сделка РЕПО. Компания закладывает на месяц купленные ранее акции НК на $1 млн в реальных деньгах, и на эти деньги покупаются акции ЭК, чтобы через месяц продать их с прибылью 30%. В этой ситуации коэффициент равен 2: $1 млн (акции НК) плюс $1 млн (акции ЭК) делим на $1 млн (РЕПО). Рассматриваемая ситуация с коэффициентом ликвидности 2 соответствует новым нормативам регулятора.
После этого, аналитики компании сигналят: проценты по валютным депозитам упали до 1%. Это значит, что прямо сейчас инвесторы начнут покупать валютные облигации, следовательно, цена этих бумаг будет расти. Компания закладывает акции ЭК и получает $1 млн деньгами на неделю, на которые покупает облигации. Эти ценные бумаги берутся буквально на неделю, так как инвестор быстро среагирует, и начнет покупать облигации, цена вырастет, после чего, эти облигации можно будет продать с доходом. Совершив эту сделку, коэффициент ликвидности компании станет 1,5: $1 млн (акции НК) плюс $1 млн (акции ЭК) плюс $1 млн (облигации) делим на $2 млн (обязательства по двум РЕПО).
По всем законам деятельности брокерских компаний в Казахстане – все активы клиентов учитываются на отдельных счетах, не связанных с брокерским. Если же брокер не может выполнить обязательства, то ценные бумаги и деньги клиентов переводятся другому брокеру, клиент защищен.
Другие правила игры у казахстанских банков второго уровня, которые берут деньги на депозиты, формируют из них базу, и пользуются этими деньгами. Брокер же – это операционист, он выполняет распоряжения клиентов и параллельно торгует своим личным портфелем, а пруденциальное регулирование сопоставимо с банковским. В итоге, новые нормативы не соответствует международной практике; для банков составляет 0,3, а для брокерских организаций – 1,3, с 1 января 2021 года — не менее 1,5; требует 1,5-кратного увеличения ликвидных активов над обязательствами; лишает брокеров возможности рефинансировать свой портфель; не дает привлечь ликвидность на определенные инструменты.
У банков все спокойно
Совершенно другие требования у регулятора к банкам. Ведь обязательства БВУ перед клиентами должны покрываться на 40% от высоколиквидных активов при пруденциальном нормативе 0.3 (30%). Напомним, норматив по брокерам через несколько лет будет 1,5. При этом банки могут занимать деньги без залога и инвестировать в проекты с различной степенью риска. Хотя банковский кредитный портфель является более рисковым инструментом размещения ликвидности с более длинными сроками, а также с залогами, подверженными риску обесценения.
Стоит отметить, что все средства клиентов банков являются источником ликвидности для размещения БВУ – это депозиты, текущие счета клиентов банков, государственные программные деньги. В итоге, самый качественный кредитный портфель БВУ не будет являться ликвидным активом.
Все это создает значительный перекос в пользу банковского сектора в рамках расчетов пруденциальных нормативов на примере коэффициента ликвидности. Если же применить данную методику расчета коэффициента ликвидности брокеров-дилеров на баланс БВУ, то можно наблюдать нарушение норматива по минимальному требованию коэффициента даже с учетом того, что общие активы содержат в себе кредитный портфель и переоцененные неликвидные залоги. Иначе говоря, коэффициент ликвидности, к которому ведут брокеров, не выполняется сейчас ни одним банком в Казахстане.