Долю иностранных поставок на «Карачаганак» хотят сократить до 20%
Долю участия в Карачаганакском проекте отечественные производственники планируют довести до 70–80%. Смогут ли компании поймать волну национальных целей в нефтегазовом секторе и какой фундамент имеют эти амбиции, выяснилось в ходе совещания с участием иностранных инвесторов.
Месторождения сбывшихся надежд
Машиностроители Казахстана собирают все больше заказов от консорциума «Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б. В.» (КПО). Об этом говорили 22 мая в Уральском офисе КПО б. в., где казахстанские машиностроители и местные власти (в лице СПК «Орал» – «Курсив») подводили итоги двухлетнего меморандума о работе в продвижении «Дорожной карты» по развитию подкластера «Машиностроение для нефтегазовой промышленности». Первые результаты – борьба за долгосрочные и дорогие контракты «нефтянки» – подвигли владельцев отечественных заводов активно перестраивать производства под международные стандарты. Потому и в новых проектах КПО, как выяснилось, до 60% работ будут выполнять казахстанские подрядчики.
За последние три года местное содержание на Карачаганакском проекте выросло с 48% до 60%. Подтвердил эту информацию и генеральный директор КПО Эдвин Блом. По его словам, около 43% всех закупок КПО в денежном выражении будут отданы казахстанским компаниям. По данным руководителя консорциума, в 2018 году КПО закупил у отечественных компаний товаров, работ и услуг на $474 млн. В I квартале 2019 года предприятиям выплатили $74 млн. С момента подписания в 1997 году окончательного соглашения о разделе продукции (ОСРП) доля местного содержания в закупках КПО превысила $7 млрд.
В свою очередь аким Западно-Казахстанской области Алтай Кульгинов отмечает, что на Карачаганакский проект товары и услуги поставляют предприятия всего Казахстана.
«Мы объездили вместе с руководством КПО большинство регионов и подписали твердые долгосрочные контракты на поставку товаров. В рамках регионального сотрудничества в 2018 году заключили 13 контрактов примерно на $32 млн. Дальше планируем работать с проектами «Тенгиз» и «Кашаган», – сказал глава ЗКО.
Несмотря на часто звучащую критику проводимых КПО тендеров, местная власть считает: совместно с консорциумом они создали хороший транспарентный инвестиционный климат. Это дало перспективу для дополнительных налоговых поступлений, развития профессиональных навыков рабочих и положительно сказывается на экономике региона.
«Местное содержание на Карачаганаке сегодня достигает 60%. В работах и услугах – 80%. В товарах – меньше. Два года назад оно составляло всего 1%. Сейчас – до 13%. Если раньше мы поставляли бензин, дизтопливо, газ, то сейчас вышли на технологичный уровень. Это трансформаторы, клапаны, задвижки, тампонажный цемент. Сегодня подписали пять твердых контрактов с КПО, а это налоговые поступления, новые рабочие места», – сказал в кулуарах, отвечая на вопросы «Курсива», Алтай Кульгинов.
О малом бизнесе замолвите слово
По словам г-на Блома, консорциум заинтересован в развитии казахстанских заводов и предприятий не только в целях реализации проектов КПО, но и для признания их на международном уровне. В качестве примера он привел опыт западноказахстанской машиностроительной компании (ЗКМК), которая по контракту с компанией General Electric выиграла тендер на ремонт и техобслуживание газовой турбины высокого давления Frame5 на месторождении.
В целом создание совместных компаний с иностранным участием, как отмечали выступающие, один из способов увеличить казсодержание на проекте и освоить новые технологии. При этом КПО б. в. не забывает напомнить о казахстанском качестве.
«Хотел бы призвать машиностроительные компании внедрять планы по повышению своей конкурентоспособности. Полагаю, правительство Казахстана готово инвестировать в реализацию (этой идеи. – «Курсив»). Мы предоставим инструменты, которые помогут», – сказал Эдвин Блом.
В кулуарах г-н Блом также объяснил, с чем, на его взгляд, связаны претензии субъектов МСБ к прозрачности тендеров.
«Карачаганакский проект технически сложный. Есть определенные трудности в обеспечении техники безопасности производства. Поэтому при закупе и реализации товаров, работ и услуг компания предъявляет очень строгие требования. Приоритет отдается международным стандартам. Мы понимаем, очень сложно поддерживать такой уровень качества, но мы открыты для помощи», – сказал в эксклюзивных комментариях «Курсиву» г-н Блом, отметив, что такие же требования предъявляются и зарубежным компаниям.
Почему предприятия МСБ часто проигрывают тендеры при хорошем, на первый взгляд, качестве товаров, объяснил и Алтай Кульгинов.
«Мы изучали этот вопрос. Если мелкие компании производят качественную продукцию, то им ничего не мешает получать заказы КПО б. в. Но если уступают в цене и качестве другим… К примеру, компании отказали – их материалы не были прошиты, промаркированы. Мы начали разбираться, и оказалось, что это грубейшее нарушение стандартов. Мы за максимальную открытость», – сообщил «Курсиву» г-н Кульгинов.
По его мнению, сейчас тренды поменялись. Если тот или иной вид товара производят в Казахстане, то в первую очередь КПО рассматривает казахстанский товар.
«Поэтому теперь к нам стремятся европейские компании для создания совместных производств, чтобы получить заказы КПО. На днях в Аксае мы открываем совместное с итальянской компанией производство, которое будет работать для Карачаганака», – резюмировал глава области.
Как встать под флаг национальной идеи
Национальные цели в развитии машиностроения в нефтегазовом секторе подробно обрисовал управляющий директор по развитию бизнеса и местного содержания ТОО «PSA» – полномочного органа в соглашениях о разделе продукции (до 2010 года эта функция принадлежала Министерству энергетики. – «Курсив») Мухит Магажанов.
Поясним: функция ТОО «PSA» – представлять интересы Казахстана на нефтегазовых проектах в части соблюдения норм ОСРП, а также интересы отечественного бизнеса. Два года назад ТОО создало Консорциум машиностроительных заводов. Основной концепцией его стала выработка мер по изготовлению и поставке продукции для «нефтянки» и внедрение инновационных технологий в Западном Казахстане.
Сконцентрироваться промышленникам и их подрядным организациям предложили в направлении тендеров КПО, ТШО и Кашаганского проекта. Еще одна задача – усилить работу по созданию совместных предприятий с зарубежными компаниями. Есть и результаты – ЗКО названа лидером в развитии подкластера.
Речь шла и о планах специальной рабочей группы. В марте 2018 года премьер-министр Аскар Мамин дал поручение министерствам энергетики, индустрии и инфраструктурного развития РК ускорить развитие нефтегазового машиностроения. На этой ниве два месяца действует рабочая группа с участием представителей двух министерств, НПП «Атамекен», Ассоциации KAZSERVICE, Союза машиностроителей, представителей крупных нефтегазовых операторов. Первой ее задачей было определить объем и перечень товаров чистого импорта для нефтегазовых проектов.
«Для импорта, конечно, есть причины по качеству и цене. Но на все это Союз машиностроителей готов реагировать, чтобы в будущем занять и эту нишу. Тогда можно будет приобретать товары способом из одного источника. Этот опыт сегодня широко практикуется – local content очень активно развивается», – говорит г-н Магажанов.
Это, по его мнению, возможно и с нашими операторами. Другое дело, все это нужно делать в правовом поле. Но сидеть и уповать только на те процедуры, механизмы, которые сейчас применяются, нельзя, уверен спикер.
«Никто не говорит, что завтра 100%-ного местного содержания мы достигнем, но будем его увеличивать и загружать свои заводы. Думаю, результат будет не только на бумаге», – заключил Мухит Магажанов.