В Алматы выбрали лучшего сомелье республики. Впервые им стала девушка – Даяна Насырова. Члены жюри и Ассоциации винных специалистов Казахстана отметили, что подобные мероприятия вкупе с развитием туризма способствуют развитию винной культуры в республике.
Ассоциация винных специалистов Казахстана (АВСК) провела третий ежегодный конкурс на звание лучшего сомелье Казахстана «Le Grands Chais de France Wine Sommelier Competition 2019». Конкурс был основан ассоциацией для популяризации профессии и создания сообщества высокопрофессиональных специалистов, попутно мероприятие способствует развитию винной культуры и индустрии в республике.
В этом году за приз боролись 30 сомелье и винных специалистов из Алматы, Нур-Султана и Караганды. С каждым годом мероприятие расширяется и привлекает все больше внимания. В 2019 году генеральным партнером конкурса стала группа компаний Les Grands Chais de France, одна из крупнейших компаний французского рынка среди производителей и дистрибьютеров вина и спиртных напитков. Группа присутствует почти во всех винодельческих регионах страны, а ее креманы производятся общим объемом 30,8 млн бутылок в год.
О возросшем интересе к конкурсу в этом году свидетельствует и международный состав жюри: член Ордена Рыцарей Дегустационной Чаши и владелица Шато Кло-де-Вужо Жюли Плантагенет, президент Петербургской ассоциации сомелье, входящий в топ-15 сомелье мира Александр Рассадкин, посол немецкого виноделия, участник обучающих программ института немецких вин Deutsche Wein Institute Ирина Карпухина и другие. Как отметила госпожа Плантагенет, для нас это большая честь, мы счастливы быть судьями на этом конкурсе.
«Казахстан стал для меня большим открытием. Впервые я приехала сюда 15 лет назад, и вижу, что винная культура здесь развивается год от года, вина в этой стране вызывают все больший интерес. Сегодня Казахстан является одним из рынков, имеющих большой потенциал», — подчеркнула она.
Конкурс качественно вырос и в плане заданий. Этот факт подчеркнул президент АВСК Артем Лебедев.
«Сложность возросла. Те, кто посетил все три конкурса, видели, что до нынешнего года задания в финале были гораздо проще. Сейчас же из шести финальных заданий пять были достаточно сложного уровня. Мы отказались от каких-то показательных вещей вроде сабража в пользу сложности и качества», — рассказал он.
Глава судейского комитета Александр Рассадкин также заметил, что задания были сделаны таким образом, чтобы никто, ни один человек не смог выполнить их полностью.
«Чтобы была видна разница между людьми, нужно ставить более высокую планку. И так на всех мировых соревнованиях, что я видел, – человек в принципе может ответить максимум процентов на 80 вопросов. Никто не знает всего» — подчеркнул он.
На все вопросы смог бы ответить только их составитель. Финалисты же ответили на 60%, 48% и 42% соответственно.
Такие результаты сложно назвать головокружительными, однако уровень знаний казахстанских сомелье растет вслед за развитием винной культуры.
«Уровень выступления, конечно, ниже, чем в России. Но у вас меньше опыта. И его нельзя заработать за один год. Это же спорт, к этому нужно серьезно готовиться и тратить на это очень много времени. Не каждый готов на такое, и не каждый понимает, что он за это получит, — прокомментировал господин Рассадкин. — Безусловно, первого сомелье заинтересованы нанять все рестораны, но лучшие сомелье редко работают в зале, если это не их собственные заведения».
Однако, по его словам, звание открывает и другие возможности, там, где культура развита, их больше, здесь немножечко меньше. Посмотрим, что это даст победителям этого года.
По итогам финала 3-е место занял бренд менеджер Kazakhstan Wine and Spirits Ратмир Ахметов. Второе досталось шеф-сомелье ресторана «Хороший год» (Алматы) Александру Глянцу. А победителем впервые в истории стала девушка – шеф-сомелье винотеки Montebianco Даяна Насырова.
«Было очень напряженно, сильная конкуренция. И очень сильно вырос уровень подготовки в целом. Это радует, потому что побеждать в легкой борьбе неинтересно», — прокомментировала Даяна.
По ее словам, очень лестно стать первой девушкой-сомелье, победившей в конкурсе. Но это и большой груз ответственности.
«Ты не можешь просто гордиться, ты должен что-то делать для винного рынка Казахстана, нести своего рода миссию. Отчасти я уже этим занята – компания, в которой я работаю, завозит сюда нетипичные, редкие вина. Мы стараемся знакомить рынок с некоммерческими брендами. Может быть, они не будут хорошо продаваться, но будут интересны профессионалам и любителям вина, тем, кто ищет редкое и необычное».
Ассоциации винных специалистов всего три года, да и винная культура в Казахстане начала развиваться не так давно. Винные энтузиасты – это всегда очень малое количество людей. Однако проблемы везде одинаковые. Многое зависит от экономического состояния. Да и сама культура не возникает за пару лет.
«Она зависит, например, от уровня развития туризма, как внешнего, так и внутреннего. Даже если ничего не делать – ни конкурсов, ни школ, люди, выезжая за границу, все равно видят, что там все по-другому. Это происходит естественным образом. И даже мы сами до конца не понимаем, насколько сильно мы влияем на этот процесс», — поделился президент Петербургской ассоциации сомелье.
Однако подобные конкурсы, винные школы и любовь к путешествиям позволят республике занять свое место в мировой винной семье. Сейчас винная культура в Казахстане на 4-5 лет отстает от российской. В России наблюдается огромный бум, здесь же все только начинается, и об этом свидетельствует тот факт, что буквально в течение пары месяцев мы станем свидетелями появления первого петната, рассказал Артем Лебедев.
«В Казахстане 18 миллионов человек, из которых до 70% мусульмане, и далеко не все они радикальные мусульмане. Условно, оставшиеся 5 миллионов – это как население Петербурга. А население Петербурга очень любит вино, пьет вино и там настоящий винный бум. Также можно сделать и здесь. Это не разговор про религию, вино – это больше гастрономический и культурный продукт».
Естественно, вино – это алкоголь и чрезмерное его употребление вредно для здоровья, но за вином стоит так много культуры, так много традиций, так много истории, так много гастрономии, все это делает вино чем-то большим, чем просто алкогольный напиток. Миссия АВСК – донести это знание людям, ведь чем больше человек погружается в мир вина, тем больше наслаждения он получает.
Креман – французское игристое вино, сделанное традиционным методом, как и шампанское, однако производимое в других регионах, не в Шампани.
Поместье Кло-де-Вужо – культовое винодельческое место. Именно здесь проводятся закрытые заседания рыцарей Chevaliers du Tastevin (Ордена Рыцарей Дегустационной чаши). Братство было основано в 1934 году и является старейшим из союзов, объединяющим ценителей и знатоков вин. Принадлежность этому ордену является наивысшим знаком почета Бургундии.
Сабраж — от французского sabrе, то есть «сабля», открывание бутылки шампанского или игристого вина ударом сабли. Придумали сей эффектный (и весьма травмоопасный) способ гусары Наполеона. У современных любителей экспериментов и ярких ходов также пользуются популярностью бокалы, сотовые телефоны, топоры, коньки и даже багеты.
Петнат – это натуральное игристое вино, производимое так называемым «дедовским методом». Оно сначала бродит в чанах, потом его разливают в бутылки, и оно дображивает уже в них. В таких винах ферментация приостанавливается естественным образом, когда температура воздуха падает с наступлением холодов, и затем возобновляется, когда происходит потепление. За счет этого появляется игристость, и вместе с тем естественный дрожжевой осадок. Таким образом, это не вторичная фермантация, как в случае с шампанским. Как правило, закрывают петнат обычной пивной кронпробкой.
* Партнерский материал подготовлен совместно с Ассоциацией винных специалистов Казахстана.