Казахстанцы придумали соцсеть и собрали $8 млн

Опубликовано
Шеф-редактор газеты
Им помог искусственный интеллект

Идея инвестиционной и образовательной бизнес-платформы для активных участников крипторынка и фанатов технологии блокчейн позволила созданному казахстанцами проекту Taklimakan Network привлечь миллионы долларов через ICO. Проект практически реализован – правда, в процессе функцио­нал соцсети расширился под интересы более широкой аудитории, нежели профессионалы криптосообщества. Уже сейчас на Taklimakan Network наравне с блогами о финансах и экономике (и не только крипто) пользователи ведут блоги о кино и здоровье. Авторы популярного контента получают вознаграждение от платформы.

Проект на новом рынке

Идеолог Taklimakan – казахстанец Рашид Юсупов. У него бэк не программиста, а трейдера – более 10 лет опыта торговли на фондовой и валютной биржах. Нельзя сказать, что крипторынок сразу привлек внимание Юсупова. Скорее наоборот: поначалу он счел его очередным пузырем, но после более вдумчивого изу­чения технологии блокчейн и идеи децентрализации мнение изменил. Несколько лет Юсупов поработал на рынке как трейдер, инвестируя в разные ICO, затем решил провести свое:

«ICO нас завлек не тем, что легко можно собрать много денег, а тем, что можно быстро привлечь минимально необходимые инвестиции для воплощения идеи и реализовать ее в кратчайшие сроки. Лично я всегда хотел создать какой-нибудь IT-проект».

Проект Юсупов хотел создать, во-первых, с использованием технологии блокчейн, во-вторых, глобальный. Платформа Taklimakan Network изначально предполагалась как сообщество экспертов и должна была связать ведущих криптоаналитиков и опытных криптоинвесторов с новичками. 

Ваш выход

В большинстве случае все, что предлагает команда на этапе ICO, – это идея. У команды есть сайт-визитка и обещания идею реализовать. Те, кто верит в идею, инвестируют без всяких границ и правил (здесь не нужен допуск, как, например, на фондовый рынок). Демократичность подхода очень быстро привлекла на рынок мошенников-скамеров, которые стали предлагать удивительные идеи, использовать мощные маркетинговые ходы, привлекать деньги и испаряться. Скам-проекты, признает Юсупов, «дискредитировали идею децентрализации и ослабили интерес к участию в проектах у простых людей». 

У Taklimakan Network тоже были идея, лэндинг, white paper (документ, который в деталях описывает идею проекта, технические характеристики и разъясняет, почему в него следует инвестировать) и публикации в профильных СМИ. Под эти активы команда привлекла первые $2 млн от дубайских бизнес-ангелов. Еще миллион с лишним собрали на pre-sale. На ICO Taklimakan получил $5 млн. В целом проект привлек более $8 млн.

«Этап привлечения денег продолжался девять месяцев, и только после этого мы принялись за разработку. В том, что мы поддались хайпу ICO и акцентировали внимание на проведении самого ICO, была наша ошибка. Нужно было уже в тот момент разрабатывать саму платформу – деньги позволяли», – говорит сейчас CEO Taklimakan Network.

По словам Юсупова, ICO дало команде большой практический опыт и научило разбираться, кто есть кто на рынке, потому что мошенничеством здесь занимаются не только скамеры:

«Сейчас таких случаев меньше, а в прошлом и позапрошлом году было так: если ты обращаешься к пиар-агентству или разработчикам, то тебе подсовывают другой прайс, в 2–3 раза дороже по сравнению с тем, если бы ты пришел из традиционного IT-бизнеса. Раз ты блокчейн-проект, вот тебе другие расценки». 

Есть продукт 

Taklimakan Network уже существует в бета-версии.

«Версия 1.0 – полнофункциональная платформа со всеми нашими идеями, они уже воплощены в жизнь, но еще будут апгрейдиться на протяжении нескольких лет», – делится Юсупов.

Пока команда работала над проектом, он из соцсети для профессионалов криптосообщества трансформировался в социальную сеть нового поколения – эти изменения были продиктованы ситуацией на крипторынке.

«Если следовать начальной идее и не реагировать на рынок, на людей и их запросы, ты останешься ни с чем и твой продукт никому будет не нужен», – резонно замечает Юсупов.

Taklimakan Network – это по-прежнему бизнес-платформа с необходимыми инструментами для тех, кто интересуется криптоиндустрией. Те, кому тема не интересна, могут использовать Taklimakan как обычную соцсеть, поскольку весь функционал традиционных социальных сетей здесь тоже представлен. Основной принцип платформы – ее пользователи могут делиться контентом на платной основе (и этот контент совсем не обязательно должен быть связан с крипторынком), получая вознаграждение от сообщества в криптовалюте. 

В перспективе на платформе появятся маркетплейс с аукционной системой и биржа фрилансеров. Продавать и покупать товары, так же как и продавать и покупать навыки специалистов, пользователи будут исключительно за криптовалюту.

«Мы можем подключить оплату и фиатными деньгами, и электронными кошельками, но это наша принципиальная позиция – развивать криптовалюту», – заявляют в Taklimakan Network.

Расчеты будут проходить в ТАN’ах – токенах криптовалюты, выпущенной на платформе Ethereum.

«Бизнес-модель построена вокруг токена, – рассказывает Юсупов о стратегии развития. – У многих проектов ограниченная эмиссия, они выпустили, и больше все – ни плюс, ни минус. У других проектов, как у эфириума, неограниченная эмиссия. У нас стратегия сжигания токенов. 99% прибыли мы будем получать в токенах. Мы все оплаты принимаем в своем токене. И из своей же прибыли более 50% периодически будем сжигать. Первоначальная эмиссия составляла миллиард токенов, и мы уже сожгли 17%. На очереди еще 5%. В перспективе будет сожжено до 90%, то есть оставим 100 млн токенов. Соответственно, это вызовет дефицит на рынке – монета будет расти органически, и это помимо того, что с увеличением числа пользователей платформы спрос будет расти».

По оценкам последних инвесторов Тaklimakan Network, текущая капитализация компании – $10 млн. Платформа уже сейчас доступна пользователям на 15 языках. Маркетинговая кампания по продвижению новой соцсети еще не стартовала, так что восемь с лишним тысяч пользователей проекта – это в основном токен-холдеры. 

Свои люди

Taklimakan Network имеет сингапурскую прописку, хотя его соучредители из Казахстана и Дубая.

«Если проект позиционирует себя как казахстанский или российский, то нередко встречает негативное отношение: к проектам из СНГ инвесторы относятся с опасением, как к скамерам. А когда говоришь, что проект сингапурский, тогда другое отношение и от инвесторов, и от фондов, и от токен-холдеров, и от партнеров», – констатирует Юсупов.

На роуд-шоу перед ICO проект презентовали по всему миру: в Гонконге, Малайзии, Дубае, Великобритании, Швейцарии, Южной Корее, но не в странах СНГ – рынок неплатежеспособный, плюс лояльность отечественного пользователя отечественному же продукту завоевать сложнее, чем «забугорному». 

Проявиться на казахстанском рынке команда проекта собиралась позже, но дело решил случай. Местному СМИ были нужны экспертные комментарии по рынку криптовалюты применительно к РК, и журналисты попросили российское пиар-агентство помочь с поиском эксперта. Россияне в свою очередь обратились к Taklimakan Network: мол, вы же знаете ситуацию в Казахстане.

«После того как нас назвали российскими экспертами, мы поняли, что пора заявить о своем существовании и в РК», – смеется Юсупов.
 

Читайте также