Новости

Западноказахстанских экспортеров тормозят высокие железнодорожные тарифы

Что экспортирует за рубеж западноказахстанский бизнес, в какой поддержке нуждается при продвижении своих товаров заграницей и какие планы строит на будущее в плане экспорта, выяснял «Курсив»

В областном управлении предпринимательства и индустриального развития на запрос «Курсива» пояснили, что в ЗКО не так много эспортоориентированных предприятий. 

Самые крупные местные экспортеры – компания «Карачаганак Петролиум опрейтинг Б. В.» (КПО б. в.) и ТОО «Жайык Мунай» – заняты в сфере нефтедобычи, они реализуют топливно-энергетические товары (нефтепродукты – «Курсив») в Россию, Италию, Великобританию и Финляндию.

Еще один крупный экспортер, ТОО «Конденсат», занят в сфере экспортных поставок нефтепродуктов также в Российскую Федерацию. 

На протяжении многих лет ТОО «КазАрмаПром» поставляет мелющие шары в Курскую область РФ, на Михайловский горно-обогатительный комбинат. АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов» более 10 лет экспортирует в РФ муку и макаронные изделия.

«У ряда наших экспортеров основной поток продукции ориентирован на Россию. У них есть налаженный рынок сбыта, узнаваемое имя, хорошая репутация среди покупателей. Так, к примеру, ТОО «КазТрубПром» занимается поставкой обсадных труб и насосно-компрессорных труб в такие известные российские компании, как «ГазПром», «Лукойл», «ГазПромДобыча Уренгой», – отмечает руководитель отдела инвестиций областного управления предпринимательства и индустриального развития Жанна Беккалиева.

Другим предприятиям, которые только выходят на международный рынок, как, например, мебельная фабрика «Квант», еще предстоит большая работа, и господдержка в этом отношении для них будет не лишней, полагает собеседница «Курсива». По ее словам, ТОО «Квант» лишь недавно начало поставки своей продукции в Россию и параллельно запустило строительство новой фабрики по производству мягкой и корпусной мебели. В планах предприятия к 2020 году выйти на рынок Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.

Среди начинающих экспортеров г-жа Беккалиева отмечает также ТОО «Батыс Продукт» и ТОО «Уральский трансформаторный завод» – оба предприятия весьма удачно вошли на российский рынок и за небольшой отрезок времени – всего около двух лет – смогли найти для себя возможности сбыта своей продукции.

«Мы оповестили предпринимателей-экспортеров о том, что есть меры господдержки, которыми они могут воспользоваться через Казахстанский институт развития индустрии (КИРИ). Этот институт сейчас ведет отбор заявок от бизнеса, на основе которых и будут приниматься решения об утверждении мер господдержки», – пояснила в беседе с «Курсивом» Жанна Беккалиева.

По ее словам, в прошлом году ТОО «Кублей», занятое экспортной поставкой охлажденного мяса в Китай, уже воспользовалось подобной поддержкой.

Дорогая транспортировка

В АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов» «Курсиву» сообщили, что господдержка в экспортной деятельности предприятию нужна и предприятие обязательно подаст заявку. 

«Самый больной вопрос для нас – это железнодорожные тарифы, они очень высокие и постоянно растут. В районе 600 тыс. тенге стоит провоз нашей продукции в одном вагоне по территории Казахстана до границы с Узбекистаном», – говорит директор АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов» Эдуард Федорченко.

С такими тарифами продукция комбината становится неконкурентоспособной, себестоимость муки и макарон растет, отмечает он. Вместе с тем бренд «Желаевский комбинат хлебопродуктов» узнаваем в Саратове, Самаре, Тольятти. 

Есть проблемы со сбытом

Исполнительный директор ТОО «Пош Руно» Александр Дмитриенко рассказал «Курсиву», что экспортные поставки полуфабриката кожи крупного рогатого и мелкого рогатого скота, которые они осуществляют в Турцию, Испанию и Италию, идут сложно. Причина – у заказчиков не хватает средств на покупку экспортного сырья. Предприятию приходится работать бартером – менять кожу на прочие турецкие товары.

«Мы работаем автоперевозками, и, по условиям господдержки экспортеров, нам могут компенсировать лишь проезд по территории Казахстана, от ближайшей границы до России, это порядка 50–60 км, то есть 15–18 тыс. тенге», – поделился г-н Дмитриенко.

Но и от этой поддержки предприятие не собирается отказываться. 

«Таким молодым компаниям, как наша, тяжело пробиться на кожаный рынок. Нам всего 1,5 года. Думаем, что в ближайшем будущем откажемся от поставок полуфабриката кожи, будем сами делать готовую финишную продукцию», – поделился с «Курсивом» своими планами Александр Дмитриенко.

Предприятие уже закупило оборудование и через пару месяцев здесь планируют приступить к изготовлению выделанной кожи. С реализацией готовой продукции за рубеж будет проще, уверен предприниматель.