С 1 января 2019 года все предприятия коммунальной сферы законодательно обязали сообщать сведения о том, какие объемы услуг потребляют их клиенты. Налоговикам это дало возможность увеличить налогооблагаемую базу на беспрецедентную сумму, а почти трем тысячам предпринимателям выйти из тени без штрафов.
Нашли 630 млн налогов
В результате анализа сведений, предоставленных предприятиями-монополистами о «третьих лицах», налоговики смогли увеличить налогооблагаемую базу на 18,6 мрд тенге, сообщили «Курсиву» в ДГД ЗКО. Работа проводилась в пилотном режиме по согласованию с прокуратурой области, по сведениям трех последних лет, которые предоставляли компании, оказывающие услуги водоснабжения, водоотведения, канализации, газоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, сбора отходов (мусороудаления), обслуживания лифтов и услуги в сфере перевозок. Как заметили в департаменте, одной из причин законодательно закрепить эту норму — стал отказ коммунальных предприятий ряда областей предоставлять такие данные в налоговые органы.
«В нашей области отказов не было. Сведения мы собирали с 2015 по 2017 год, а отрабатывали в течение 2018 года», — сообщила в комментариях «Курсив» руководитель отдела анализа эффективности и налогового администрирования УГД Уральска Ардак Ибрагимова.
Всего в ДГД ЗКО поступило сведений на 10 280 налогоплательщиков. В том числе и по казахстанскому содержанию — о поставщиках компаний-недропользователей. Их предоставило Министерством инвестиций и развития. В результате мониторинга было выявлено 2 267 нарушений, из которых 1 643 подлежали отработке.
«Нашей целью было найти тех, кто скрывается от налогов. Выявили в основном по показателям потребления электроэнергии, газа и теплоэнергии. Например, предприниматели завышали расходы: комуслуги оплачивали, но в отчете ставили нулевой показатель. И наоборот — показывают небольшой доход, хотя расходы на коммунальные услуги были немалыми. Ну не бывает такого, чтобы налогоплательщик себе в убыток работал, оплачивая огромные суммы за комуслуги. Исключения составляют только новые предприятия», — объяснила аналитик УГД.
В итоге в «теневой» список налоговиков попали рестораны, ТОО и АО, занимающиеся строительно-монтажными работами, стоматологическая клиника, ИП, занимающиеся торговлей, крестьянские хозяйства и перевозчики. К слову, перевозчиков вывели из тени, проанализировав объемы закупаемого ими газа. Всего 1 310 ИП и КХ и 333 юридических лиц. В суде, как сообщает УГД, действия налоговиков оспаривать никто не стал. Штрафы на нарушителей не накладывали. Только приглашали на беседу и давали возможность самостоятельно все устранить. Потому, что законодательно эта норма не была утверждена. Предприниматели не получали официальных уведомлений камерального контроля. Только с 2019 года запускаются уведомления на основании сведений о третьих лицах.
В статистике пилотного проекта есть также сокращенные суммы убытков по представленным налоговым отчетностям: предприятия завышали свои расходы. После проверки убытки уменьшили — на сумму 255 млн тенге. В итоге, всего налоговики доначислили в бюджет 643 млн тенге, сообщили «Курсиву» в управлении госдоходами.
Цифровизация вам в помощь
В арсенале налоговых служб есть и другие схемы вывода бизнеса из тени. Например, по объемам госубсидий: то, что предприниматель сэкономил на них, является доходом. Но в налоговой отчетности, говорят в УГД, эти суммы не у всех видны. Эту базу третьих лиц, ДГД предоставляют структуры, через которые бизнес получает финансовую господдержку, а также управление предпринимательства.
Сейчас налоговики начинают «осваивать» и интернет. Анализируют объявления о продажах – кто-то реализует товары в больших объемах, сдает в аренду площади, квартиры. Хотя выявить таких лиц, говорят они, трудно. Интернет торговлю не трогают — тут бизнес освобожден от налогов.
Есть и результаты: за три месяца 2019 года от 11-ти (из 20-ти) предпринимателей, вышедших из теневой экономики в бюджет поступило 208 млн тенге налогов.
«Это аренда в основном. Хотя тут есть трудности. Например, сдают в аренду помещение под проведение круглых столов, семинаров, конференций. Эти данные получить трудно. Даже в госорганы мы обращаемся, и нам отвечают: «не располагаем такими сведениями», — рассказали в УГД.
В зоне интереса налоговиков сегодня «гаражное производство» и лица, которые нелегально занимаются грузовыми транспортными перевозками и частным извозом — такси.
«Такие факты есть и они обрабатываются. Только началась эта работа. Раньше эту сферу не трогали», — уточнила Ардак Ибрагимова.
Отвечая на вопросы «Курсива» в УГД также заметили: действия сотрудников не связаны с дефицитом бюджета (по данным МНЭ в 2018 году дефицит республиканского бюджета составил 729,2 млрд тенге – «Курсив») или ужесточением налоговой политики.
«Это обычная аналитическая работа по увеличению налогооблагаемой базы. Сейчас цифровизируются все процессы, и у нас появляется больше возможностей для анализа, расширения базы и выводу бизнеса из тени», — отмеили в УГД.
По данным МНЭ, в Казахстане в тени сегодня находятся не менее 25% экономики. Для сравнения: в 2013 году — 28%. В большей степени ненаблюдаемая (теневая) экономика пополняется предпринимателями, занимающимися: предоставлением услуг (20%), торговлей (9%), операциями с недвижимым имуществом (6%), транспортными перевозками и складированием (3%), сельским хозяйством (2%), перерабатывающей промышленностью (1%) и работающими в транспортно-логистической отрасли — не менее 3 %.
Наиболее активно уходят в тень торговые предприятия — оптовой и розничной торговли.
В 2018 году в ДГД ЗКО планируют получить от легализации предпринимателей, работающих в тени, доход в размере не менее 395 млн тенге.