В областном центре Восточного Казахстана снижается регулярность движения общественного транспорта. Перевозчики говорят о нерентабельности услуг из-за высоких цен на ГСМ. Больше года власти города не могут рассмотреть заявку на новый тариф или выделить субсидии. В начале июля ситуация обострилась из-за отмены льгот по некоторым маршрутам.
Камень, брошенный в воду
В середине июня руководство одного из частных автобусных парков Усть-Каменогорска направило в акимат города письмо об отмене с 1 июля льготного проезда для детей с 7 до 15 лет и пенсионеров старше 70 лет по четырем маршрутам. Директор ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» Елена Рядинских в документе объяснила это действие тем, что компания изыскивает возможность далее обслуживать городские маршруты при слишком высоких ценах на дизтопливо и таким образом оптимизирует расходы.
В акимате Усть-Каменогорска на сообщение перевозчика отреагировали сразу. Была распространена информация о незаконности действий ТОО. По данным, полученным от пресс-секретаря акима областного центра Алибека Турсымбетова, «отмена льготного проезда детей в возрасте от 7 до 15 лет со скидкой 50% является нарушением закона о транспорте».
«Упразднение данной льготы является нарушением договорных обязательств и влечет за собой расторжение договора на обслуживание маршрута. Руководству ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» городским отделом ЖКХ было направлено соответствующее уведомление. При выявлении нарушений, и, если они не будут устранены в течение 30 дней, договор будет расторгнут. Уже сейчас ведутся переговоры с другими перевозчиками, которые продолжат работу на маршрутах в порядке замещения», – сообщил «Курсиву» пресс-секретарь акима Усть-Каменогорска.
Елена Рядинских была очень удивлена такой аргументацией со стороны городского акимата и предложила просто обратиться к закону о транспорте. Статья 13 гласит о том, что пассажир в возрасте от 7 до 15 лет может приобрести билет с оплатой 50% от полной стоимости.
«Да, пассажир имеет право на льготный проезд. Но в законе не написано, что эта льгота ему должна предоставляться за счет перевозчика. Наоборот, если дочитать до конца эту статью, то там указано, что при установлении отдельным категориям лиц льгот определяется источник финансирования и при этом исполнительными органами заключается договор с перевозчиками», – цитирует нормы закона директор ТОО.
По данным перевозчика, которые подтверждает и акимат, такой договор между сторонами не подписывался. Источник финансирования не определен. Акимат никаких компенсаций или субсидий не выделяет. В контракте на обслуживание этих четырех маршрутов обязанность перевозчика предоставлять льготный проезд вовсе не прописана.
«Мы не нарушили ни один закон. Мы просто уведомили акимат о том, что больше не можем заниматься благотворительностью. Если отдел ЖКХ решит расторгнуть с нами договор, он должен будет сначала найти законные основания и не просто передать наши маршруты другим перевозчикам, а объявить новый тендер», – сказала Елена Рядинских, отвечая на вопросы «Курсива».
Чем дальше, тем сложнее
Отмена льготного проезда – это лишь небольшая часть многолетних проблем бизнесменов в сфере пассажирских перевозок Усть-Каменогорска. Самая главная сложность всех семи компаний-перевозчиков, обслуживающих городские маршруты, заключается в несоответствии утвержденного и расчетного тарифов. В 2016 году, когда цена за поездку в Усть-Каменогорске увеличилась с 75 до 90 тенге, согласно примененной методике, расчетный тариф был на уровне 175 тенге. То есть его утвердили с большим дефицитом. Два с половиной года назад в дефицитном тарифе 90 тенге стоимость солярки учитывалась на уровне 115 тенге.
«Сегодня же при этой же цене на билет 90 тенге дизтопливо нам отпускают по 195 тенге за литр. Разница колоссальная. Уже 14 месяцев мы поднимаем перед акиматом вопрос о возмещении невосполнимых затрат. И мы ведь не требуем повышения тарифа, мы просим о выплате субсидий или компенсаций за льготников, как это делают в других городах», – продолжает разговор Елена Рядинских.
По информации Ассоциации автоперевозчиков Восточного Казахстана, сумма понесенных перевозчиками Усть-Каменогорска убытков только за 2018 год составила около 900 млн тенге. Представители объединения юридических лиц обращались за помощью во многие организации, в том числе и в Региональную палату предпринимателей «Атамекен».
«В правилах прописано, что при росте стоимости дизтоплива должен повышаться и тариф. С марта прошлого года мы не можем решить вопрос с субсидированием. В ответе, который мы получили от акимата, сказано, что не представляется возможным покрыть эту разницу. А ведь перевозчики работают себе в убыток», – отметила руководитель пресс-службы региональной Палаты предпринимателей «Атамекен» Христина Дорошенко.
Никто и не заявлял?
Согласно информации управления экономики и бюджетного планирования ВКО, в прошлом году областной бюджет выделил 346 млн тенге на субсидирование пассажирских перевозок по социально-значимым междугородним сообщениям. На 2019 год сумма увеличена до 481 млн тенге. Несмотря на то, что статья расходов предполагает дотации по внутриобластным перевозкам, в перечне таких сообщений значатся восемь городских маршрутов города Алтай.
Когда данный вопрос обсуждался на заседании Общественного совета области, то у представителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО спросили, почему в числе субсидируемых нерентабельных маршрутов нет ни одного из Семея и Усть-Каменогорска.
«Социально-значимые маршруты определяются местными исполнительными органами. Как только они (акиматы этих городов – «Курсив») их определят и подадут, то нами также будут поданы заявки на финансирование», – сообщил заместитель руководителя управления Ернар Мустафин.
А пока в городском акимате всячески оттягивают решение наболевшей проблемы, перевозчики начали снижать процент регулярности маршрутов. По словам предпринимателей, это вынужденная мера, связанная лишь с тем, что некоторые автопарки просто не могут при отсутствии финансирования поддерживать нормальное техническое состояние машин. Автобусы сходят с линии, стоят на ремонте. Елена Рядинских считает, что бездействием со стороны акимата можно довести бизнес в сфере общественных перевозок до банкротства.
В заключение отметим, что редакции так и не удалось узнать, как видит разрешение проблемной ситуации акимат Усть-Каменогорска. Руководство города отказалось дать оперативный комментарий на эту тему.