Урбанизация, рост городов и их развитие в моноцентричной модели, где все и всё крутится вокруг «золотого квадрата», создают ритмический узор пробок «центр – периферия» дважды в день и невозможность наполнить свою жизнь качеством вне этого центра. В таком процессе житель начинает мерить свою жизнь в городе точками и геометками: дом, работа, садик, банк, ТРЦ. Зона ответственности схлопывается до размеров своей квартиры. А за двор и серую улицу пусть отвечает акимат.
«Пора вернуть себе право на город», – заявил Ги Дебор, который в числе многих художников, философов, социологов, архитекторов XX века озаботился поиском возможности соединить некогда разорванных между собой жителя и город. Один из инструментов «права на город», который создает качественные отношения человека и его города, – это партиципация. Что это? В данном случае это вовлечение граждан в жизнь города, реализация возможности совместного принятия решений. Уровни этого процесса могут быть различными – от операционно-хозяйственного до стратегического. В этой статье предлагаем обсудить вовлечение граждан в жизнь города через уличное искусство, в частности через муралы – огромные изображения на стенах зданий.
Смотри и помни
Партиципативное, или соучаствующее, искусство помогает остановить процесс фрагментации общества, наладить социальные связи внутри определенного места. Привлекая в искусстве к совместной работе других людей, мы выстраиваем противовес социальному отчуждению.
Уличное искусство – это, в первую очередь, инструмент коммуникации. Произведение «разговаривает» со зрителем, призывая его к рассуждению на актуальную социальную тему. Например, в Алматы уже третий год проходит Mural Fest. Участники проекта – художники со всего мира. Их холсты – стены алматинских домов. За время Mural Fest´ов создано более 30 произведений. В этом году работа шла над восемью проектами.
Один из муралов создал художник Тельмо Пипер. На фасаде дома на проспекте Гагарина появились граффити с инспектором, держащим в руках маленького сайгака. Эта работа несет зрителю прямой посыл о сохранении вида, находящегося под угрозой исчезновения. А кроме того, работа напоминает нам о трагической гибели этой зимой инспектора «Охотзоопрома» Ерлана Нургалиева, которого убили браконьеры, нелегально охотившиеся на сайгу. Граффити выполнены с фотографии, где инспектор стоит, держа в руках маленькую сайгу. Так стрит-арт позволяет жителям города помнить о социальных проблемах и не остаться в стороне при поиске решений.
Фото: Молдир Бекжан
Смысловой посыл
Стрит-арт — пока еще молодое направление для Казахстана, но интересные примеры уже можно найти не только в Алматы. В этом году на фестивале современного искусства Astana Art Show в Нур-Султане была представлена работа Kazakh Prowess (в переводе с английского – «казахская доблесть»), ее создали художники проекта Ramamurty. На стене изображена девушка, разбрасывающая конфеты (это традиционный казахский обряд шашу, приносящий удачу), и волк, хищно смотрящий на нее.
Работа предлагает зрителям на более тонком, невербальном уровне переосмыслить традиции и границы современного социального мира с его принципами и устоями. Художники команды Ramamurty так говорят о своей работе: «В этом городе мы впервые. И, предварительно изучив разные районы города, нашли идеальную стену для нашего мурала. Рядом расположен небольшой сквер, где проводят свободное время много молодых ребят, с которыми мы и хотели открыть диалог. Разрабатывая концепцию, мы ориентировались на молодое поколение, на современное восприятие традиций и происходящих перемен. Для нас стрит-арт – это все еще актуальный и эффектный способ поделиться творчеством и своим видением. Есть много примеров, как по миру преображались заброшенные районы благодаря стрит-арту и становились культовыми достопримечательностями».
Сейчас акиматы казахстанских городов поддерживают многие проекты уличного искусства, выделяя финансирование или выдавая разрешения на роспись стен. Но и у нас, и в мировой практике так было не всегда. Изначально это был андеграундный, независимый вид искусства, через который художники несли свои подчас провокационные, резкие заявления обществу, системе, устоям. Стоит вспомнить только Пашу Каса и его «Пляшем!» на стене одной из пятиэтажек Темиртау, автора арт-манифеста тогда искали с полицией.
Искусство, выбравшись из стен музеев и галерей, захватило город и получило своего широкого зрителя. Безусловно, город трансформируется под воздействием тех смысловых и визуальных сообщений, которые несет стрит-арт, становится более гибким, восприимчивым. Муралы – это один из элементов, на основе которых создается среда для вовлечения жителей в городские процессы.