Ресурсы

Как Китай покоряет космос

Новая космическая станция и полеты на Марсы – ближайшее будущее Поднебесной

Спустя почти полвека после запуска своего первого искусственного спутника на орбиту Пекин укрепляет собственные позиции в космосе – планирует построить новую космическую станцию и отправить миссию на Марс.

С земли и с моря

После морского запуска на сайте Китайского национального космического управления появилось сообщение о том, что гибкость, которую обеспечивают морские запуски, позволит Китаю предоставлять более качественные услуги по коммерческому запуску для стран-участниц инициативы «Пояс и Путь».

В 2003 году Китай стал третьей после США и России страной, которая отправила людей в космос. Астронавт Ян Ливэй провел около 21 часа в космосе на борту космического корабля «Шэньчжоу-5». После успешного полета Яна Пекин провел еще пять пилотируемых миссий в период между 2005 и 2016 годами. Последняя миссия в 2016 году отправила астронавтов Цзин Хайпэна и Чэнь Дуна на орбиту, где они провели месяц в космической лаборатории «Тяньгун-2», которая служила моделью для проверки технологий жизнеобеспечения для будущей китайской многомодульной орбитальной станции. В июле этого года «Тяньгун-2» завершила свою работу и произвела контролируемый сход с орбиты. Китай сейчас строит свою новую космическую станцию – предполагается, что она будет завершена и введена в эксплуатацию в 2022 году.

Семейство Long March

Китайская космическая программа официально началась в 1956 году – тогда была создана 5-я академия Министерства национальной обороны. Сейчас эта организация называется Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация, именно на ее счету основная часть космических исследований и разработок в Китае.

Во время выступления перед лидерами Коммунистической партии в 1958 году Мао Цзэдун заявил, что Пекин, вслед за СССР и США, также должен запустить в космос искусственный спутник. Двенадцать лет спустя, 24 апреля 1970 года, ракета Long March-1 вывела на орбиту первый китайский искусственный спутник Dong Fang Hong-1.

Ракеты-носители семейства Long March стали основой китайской космической программы. С 1970 года были разработаны и введены в эксплуатацию 17* вариаций ракет этой серии. На ракетах-носителях этого семейства были выполнены ключевые космические миссии – в том числе программа пилотируемых полетов, исследование Луны, создание системы спутниковой навигации BeiDou (BDS) и проект комплексной системы дистанционного зондирования Земли Gaofen.

В январе китайский лунный зонд «Чанъэ-4» успешно приземлился на темной стороне Луны. Это была первая в истории человечества посадка космического аппарата на обратную сторону Луны. Зонд также передал первое в мире изображение с близкого расстояния с обратной стороны Луны.

Посадка – это последний шаг для Китая в его гонке за то, чтобы догнать Россию и Соединенные Штаты и стать к 2030 году главной космической державой. Лунная программа Пекина стартовала в 2007 году, когда Китай успешно запустил свой первый лунный модуль «Чанъэ-1» – он занимался сбором данных на окололунной орбите. В 2013 году произошла первая мягкая посадка китайского космического аппарата на Луну и доставка туда лунохода Yutu, но из-за технических проблем «Нефритовый заяц» (так переводится название) выполнил миссию не до конца. Первая мягкая посадка на Луну была совершена в феврале 1966 года советской автоматической станцией «Луна-9», немного позже этот опыт повторили американцы.

Пекин планирует собрать образцы лунного грунта в конце года с помощью миссии «Чанъэ-5» и к 2020 году отправить зонд на Марс.

В 2003 году Китай стал третьей после США и России страной, которая отправила людей в космос. Астронавт Ян Ливэй провел около 21 часа в космосе на борту космического корабля «Шэньчжоу-5».

После успешного полета Яна Пекин провел еще пять пилотируемых миссий в период между 2005 и 2016 годами. Последняя миссия в 2016 году отправила астронавтов Цзин Хайпэна и Чэнь Дуна на орбиту, где они провели месяц в космической лаборатории «Тяньгун-2», которая служила моделью для проверки технологий жизнеобеспечения для будущей китайской многомодульной орбитальной станции. В июле этого года «Тяньгун-2» завершила свою работу и произвела контролируемый сход с орбиты.

Китай сейчас строит свою новую космическую станцию – предполагается, что она будет завершена и введена в эксплуатацию в 2022 году.

Как формируется космическая мощь

В последние годы Китай сделал космические исследования одним из главных своих приоритетов и неуклонно увеличивает расходы на космическую деятельность. Последние данные Национального статистического бюро КНР показывают, что в 2016 году расходы на авиацию и самолеты, включая финансирование космических миссий, составили около $5,6 млрд. Для сравнения – в 2011 году этот показатель равнялся $4,5 млрд. Данные о расходах Китая непосредственно на космос не относятся к числу общедоступных.

Китай пошел по стопам других более продвинутых космических держав и – пусть и с опозданием на несколько десятилетий – преодолел те же этапы в освоении космоса. Вторая по величине экономика мира запустила в 1994 году свою спутниковую навигационную систему BeiDou, конкурента американской системы GPS. В 2007 году Китай протестировал противоспутниковую ракету – он уничтожил старый метеорологический спутник на высокой полярной орбите. Подобные испытания в мире проводили только США, Россия и совсем недавно – Индия.

Пекин ослабил госмонополию на запуски и призвал частных инвесторов присоединиться. К гонке по разработке ракет примкнули десятки частных китайских космических компаний.

Успехи в этом направлении переменные, но удачные частные комические запуски есть. В мае 2018 года ракета One Space «Чунцин Лянцзян Стар» стала первой негосударственной китайской ракетой, которая успешно вышла на орбиту. Ракета другой компании, iSpace, впервые вывела спутники на орбиту 25 июля того же года. Это был первый в КНР успешный запуск ракеты-носителя, разработанной частной компанией.