Группа казахстанских ученых разработала технологию по использованию некондиционного угля в производстве ферросплава. Но пока инвесторов эта идея не заинтересовала.
Сплав из отвалов
Инвесторы из Арабских Эмиратов и Индии не случайно рассматривают Экибастуз как лучшее место для выпуска ферросиликоалюминия. Во-первых, для производства этого сплава необходимы угольные отходы, которых здесь предостаточно. Во-вторых, дешевая электроэнергия.
Индийская компания Brij Cement побывала в регионе в августе текущего года. Она занимается выпуском цемента, стекла и плитки, годовой оборот предприятия при этом составляет примерно $1,1 млрд. Теперь инвесторы из Индии рассматривают возможность строительства металлургического завода на севере Казахстана.
Пока иностранные бизнесмены лишь приглядываются к региону, экибастузский предприниматель Николай Арсютин планирует уже в следующем году вбить первый колышек на месте нового завода. Он рассказал «Курсиву», что уже приобрел на аукционе участок земли, выполнил технико-экономическое обоснование и подписал договор на разработку сметной документации с одним из российских институтов.
Предполагается, что на новом объекте будет четыре печи по 16 мегаватт, мощность – 50 тыс. тонн ферросиликоалюминия в год.
«Сырье – углистая порода местных разрезов, то, что сегодня идет в отвалы. Угольные компании готовы ею поделиться даже безвозмездно. Необходимую металлическую стружку договорился брать на местном предприятии «Проммашкомплект», она образуется в результате обработки колесных пар. С электроэнергией тоже проблем не будет», – отметил Николай Арсютин.
На сегодня, по его словам, главный вопрос – финансирование проекта, общая стоимость которого оценивается в $68 млн.
«Все сейчас делается за счет моих средств. Есть два пути: либо привлечение средств Банка развития Казахстана, либо поиск соинвестора», – поделился предприниматель.
Свой среди чужих
Технологию производства ферросиликоалюминия из отходов угледобычи (название сплава – «Казахстанский») разработала группа ученых Национального центра по комплексной переработке минерального сырья РК. В 2011 году казахстанские ученые продали патент европейской компании, зарегистрированной в Швейцарии. Ее партнером является лидер мировой металлургии – компания ThyssenKrupp.
Прежде чем пойти на этот шаг, ученые предлагали свою разработку отечественным структурам.
«Мы обращались в различные инновационные фонды, банки. Меня вежливо выслушивали, а когда уходил, чувствовал, что смеялись. Мол, казахстанские ученые что-то придумали, чего в мире нет. Так воспринималось, пока патент не купили европейцы на очень хороших условиях. Роялти составляет 6,5% от тонны продукции, где бы та ни производилась. Обычно ученым дают, как правило, 2–3%. Это исключительные условия», – поделился с «Курсивом» генеральный директор Национального центра по комплексной переработке минерального сырья РК Абдурасул Жарменов.
По данным спикера, некая немецкая компания, занимающаяся продвижением патентов, оценила казахстанское изобретение в $360 млн.
«Это оценка эффективности использования технологии», – уточнил ученый.
Приобретая патент, европейцы намеревались построить производство именно в Казахстане. Но пока не сложилось.
За все надо платить
В Павлодарской области уже дважды запускали производство ферросиликоалюминия по казахстанской технологии. Сначала в 1998 году, еще до того как патент ушел за границу, ТОО «АиК» в Экибастузе поставило экспериментальную электропечь по выпуску нового сплава. Тогда завод стал опытной площадкой для Национального центра. Объект вошел в состав экибастузской финансово-промышленной группы «Заман», основным видом деятельности которой является горнорудная промышленность, добыча и реализация угля. В течение четырех лет группа инвестировала в развитие нового направления $4,5 млн. Годовая производительность завода составляла 3,6 тыс. тонн. По словам Абдурасула Жарменова, проект свернули.
В 2013 году в Павлодаре в одном из цехов трубного завода KSP Steel с использованием той же технологии был запущен цех по выплавке ферросиликоалюминия проектной мощностью 30 тыс. тонн. В предприятие вложили 8 млрд тенге, цех открывали с помпой. Но спустя время его работу приостановили.
«Предприятие не выполнило договоренности по выплате роялти. Когда запускали цех, руководитель компании говорил, что все позже подпишем. Немцы поверили и согласились. А когда процесс пошел, бизнесмен начал от всего отказываться. В итоге нам дважды пришлось отстаивать свои права на разработку в суде», – говорит Абдурасул Жарменов.
По его словам, завод по выпуску ферросиликоалюминия по казахстанской технологии мощностью 200 тыс. тонн в год южнокорейская фирма Posco планировала построить в Кыргызстане. Затем речь шла о запуске предприятия в Бразилии и, наконец, в Караганде. Ни один из проектов реализовать до конца так и не удалось.
Как отмечает ученый, в Бразилии строить завод прекратили после того, как там подскочила цена на электроэнергию, а она составляет до 60% в себестоимости продукта. В стране закрылись все ферросплавные заводы. Как писал «Курсив», в 2011 году было заключено трехстороннее соглашение о строительстве завода по выпуску ферросиликоалюминия в Кыргызстане между Национальным центром по комплексной переработке минерального сырья РК, швейцарским холдингом ICMD и южнокорейской Posco M-Tech. Камнем преткновения вновь стала цена на электроэнергию. На тот момент правительство соседней страны дало гарантии, что предприятие будет получать электроэнергию по цене 1 цент за 1 киловатт. Ниже в мире не было. Время шло, сроки строительства отодвигались. В сентябре 2015 года компания Posco заморозила финансирование, потребовав от тогда еще Астаны и Бишкека заключить соглашение по тарифам на электроэнергию. Но к тому времени у соседей и власть сменилась, и законы.
В 2012 году власти Карагандинской области заявили о намерении построить завод комплексных сплавов в регионе. Согласно информации издания «Индустриальная Караганда», первый этап строительства запланировали на 2019–2020 годы.
По словам Абдурасула Жарменова, строительство в Караганде из числа долгоиграющих.
«Потенциальные инвесторы, среди которых немецкая ThyssenKrupp, японская Hanwa, та же Posco, изъявили желание построить завод по нашей технологии. Но у них было условие – собственная сырьевая база», – говорит ученый.
В регионе имеется бесхозное угольное месторождение, по причине его плохого качества интереса к нему ни у кого не было. Но это как раз то, что нужно для сплава.
«Пять лет потребовалось нашему правительству для принятия решения. Инвесторы столько ждать не могли. Наконец два года назад месторождение передали. Но и сегодня нет ясности по финансированию с казахстанской стороны», – отметил Жарменов.
Всего за эти годы на разных производствах было выпущено 35 тыс. тонн сплава «Казахстанский». По данным маркетинговых исследований Национального центра, подтвержденный сегодня спрос на сплав «Казахстанский» составляет 800 тыс. тонн в год, в последующем ожидается повышение до 6 млн тонн в год. По мнению инициатора проекта Николая Арсютина, вероятность появления в Экибастузе нового завода составляет 90%.