Как сделать модную одежду из «мусора»
Появился тренд, который может дать фору апсайклингу, то есть переработке старой одежды для производства новой. И это создание из старой одежды новых материалов.
Evrnu – стартап из Сиэтла, специализирующийся на текстильных технологиях. Это одна из множества компаний, перерабатывающих старую одежду, покрывала и другие выброшенные предметы из ткани в новые волокна. Последние можно использовать для изготовления пригодной для вторичной переработки ткани, из которой снова шьют одежду. Поскольку процесс предусматривает производство новых волокон, то речь идет не о простой переработке старой одежды и пошиве новой, а о чем-то большем.
И хотя в большинстве случаев такие технологии все еще находятся на стадии разработки, Evrnu (произносится как «Эвер нью» – «Всегда новый») плавно переводит свою деятельность из лаборатории на рынок. В конце июня компания заявила о том, что произведенное по этой технологии волокно будет использоваться компанией Adidas для пошива ограниченного количества пригодных к переработке худи в стиле унисекс, дизайн для них разработала Стелла Маккартни. Эта одежда не поступит в продажу – ее передадут спортсменам. Evrnu планирует выпустить волокно на рынок в 2020 году, сделав его доступным для производителей тканей и одежды по всему миру.
Волокно Evrnu производится из бросового текстиля, затем из волокна делаются нити, окрашиваются и используются для производства ткани. / Стэйси Флинн. Фото: Evrnu
«Сейчас в США потребители отправляют на свалку почти 80% текстиля. Эту модель поведения мы намерены изменить», – говорит Стэйси Флинн, исполнительный директор и соучредитель компании, основанной пять лет назад.
Производственный процесс Evrnu предусматривает измельчение и переработку выброшенной одежды в однородную массу. После того, как целлюлозная масса будет пропущена через фильтр на пилотной установке Evrnu, она превращается в волокно высшего качества. Затем, по словам представителей компании, из волокон делаются нити, окрашиваются и используются для производства ткани.
Многие потребители, особенно миллениалы и представители поколения Z, признаются – опасения по поводу влияния индустрии моды на окружающую среду отражаются на их покупках. Поэтому над вопросами переработки использованного или бросового текстиля в волокна, которые можно применять для изготовления пригодной для переработки одежды, трудятся сразу несколько компаний.
«Мы переживаем пик «материальной революции», – говорит Джули Гилхарт, консультант по моде с акцентом на вопросах, связанных с защитой окружающей среды и бывший фэшн-директор Barneys New York.
Хотя новые волокна и сделанные из них ткани решают одну из экологических проблем – позволяют перерабатывать материалы, которые в противном случае отправились бы на свалку, они могут стать причиной новых трудностей.
«Идея утилизации отходов и их переработка – это основа, но в целом речь идет об измерении воздействия этого процесса на окружающую среду», – говорит Гилхарт.
По словам Флинн, создание волокон «не является процессом с нулевым воздействием». Выбирая химикаты для производства волокна, Evrnu стремится применять коммерческие сольвенты, которые на 98% пригодны для повторного использования. Как отмечает глава компании, в их производственном процессе востребована лишь малая часть той электроэнергии, которая необходима при производстве полиэстера, поскольку растворители, используемые для переработки, не требуют экстремальных температур или давления. Также на этот процесс затрачивается гораздо меньше воды, чем для производства хлопка, говорит Флинн.
Ранее она стажировалась в компаниях Dupont и Target, где занималась снабжением, тестированием и разработкой тканей, а также в компании Eddie Bauer, где работала в качестве менеджера по развитию. Стартап Evrnu зародился после поездки в 2010 году в Китай, тогда Флинн была занята в стартапе из Сиэтла, который занимался переработкой полиэстера для его последующего использования в одежде. Во время поездки она увидела, «насколько серьезный урон наносит индустрия моды окружающей среде и живущим там людям». Получив степень MBA в области устойчивых систем, в 2014 году она стала соучредителем Evrnu.
Поначалу за одежду, изготовленную из нового материала, потребителям придется платить больше.
«Всегда, когда на рынке появляется новый продукт, в течение примерно пяти первых лет или около того действует ценовая надбавка, затем в силу вступает эффект масштаба и цена начинает выравниваться до среднего по рынку уровня. Наша цель – добиться того, чтобы это произошло в течение пятилетнего периода», – говорит Флинн.
Цены на готовую одежду из волокна при этом будут определять бренды, с которыми работает Evrnu.
В 2016 году стартап выступил партнером известного производителя Levi Strauss & Co., с которым они совместно разработали джинсы модели Levi’s 511, частично пошитые из прототипа волокна Evrnu, полученного в результате переработки старых футболок из хлопка. Как написал в своем электронном письме глава отдела Levi Strauss по глобальным инновациям Пол Диллинджер, «в компании верят в потенциал технологий, какие представляет Evrnu, поскольку они способны снизить зависимость от новых материалов».
Фото: Levi Strauss & Co.
Evrnu стремится повысить стандарты одежды из экологически чистых материалов. «Мы хотели показать: используя пригодные для переработки экологические материалы, мы можем создавать продукты, которые выглядят лучше, более приятные и удобные, чем просто натуральные материалы сами по себе», – говорит Флинн.
В создание «зеленых» тканей также вкладывают средства и другие компании. В июне Chanel инвестировала в бостонскую компанию Evolved By Nature, разработавшую технологию трансформации протеина шелка в жидкость, которая затем может быть использована для производства одежды вместо синтетики и пластика.
Блузка от H&M, пошитая из ткани, частично изготовленной из переработанных материалов, включая отходы цитрусовых плодов. Фото: H&M
Глобальный фонд H&M ежегодно организует конкурс инноваций, направленный на обеспечение устойчивости развития. Один из победителей прошлого года, подразделение Исследовательских институтов Швеции, разработал технологию использования неагрессивных химических веществ для отделения хлопка и полиэстера из ткани смешанного типа, так чтобы оба материала можно было использовать повторно.
Лондонская компания Worn Again Technologies использует технологию переработки, которая отделяет, очищает и извлекает молекулы из полиэстера и целлюлозы в хлопке в бросовом текстиле, бутылках и упаковке. Затем она перерабатывает их в новое сырье. В мае Worn Again заявила, что целый ряд компаний согласились использовать эти материалы, как только они будут готовы. На сегодняшний день в число таких компаний входят H&M, ASICS Europe и Kering Group, которой принадлежат Gucci, Balenciaga и другие известные бренды.
Использованные рыболовные сети можно превратить в нейлоновую пряжу для изготовления одежды вроде этих шорт для плавания от Outerknown. Фото: Econyl; Outerknown
Итальянская фирма Aquafil S.p.A. перерабатывает такие отходы, как рыболовные сети и обрезки ткани, в нейлоновую пряжу под названием Econyl. Среди брендов, которые уже работали с Econyl – Stella McCartney и Outerknown, соучредителем которого является серфер Келли Слэйтер.
Все эти усилия различных компаний выходят за рамки просто переработки и превращаются в настоящее инженерное дело. По словам Джеффри Силбермана, профессора и заведующего кафедрой развития и маркетинга текстиля Технологического института моды (Флинн из Evrnu проходила здесь обучение и сейчас является членом консультативного совета института), после того, как волокна хлопка выделены из бросовой одежды, их можно восстановить, отрегулировать толщину, затем нарезать на определенную длину и воспроизвести, таким образом, пряжу наподобие более дорогих длинноволокнистых сортов вроде хлопка Supima и египетского хлопка.
«По сути это вопрос правильной коммуникации. Если для потребителя это будет звучать как что-то новое и захватывающее, это здорово. Если они решат, что это нечто схожее с генетической модификацией, то это плохо. Смогут ли компании передать потребителю месседж, что это действительно что-то новое и захватывающее? Не знаю», – говорит Силберман.