В Приаралье фермеров лишают возможности пользоваться субсидиями
У фермеров Кызылординской области возникли проблемы с АО «КазАгроФинанс» по одному из пунктов договора лизинга сельскохозяйственной техники. Речь идет о принятых в 2018 году «Правилах субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом АПК, при инвестиционных вложениях» МСХ РК. Согласно им, между фермером и КАФ заключается договор лизинга, определяется срок, составляется график погашения. Затем государство через Минсельхоз выплачивает фермеру компенсацию – от 25 до 50% от стоимости техники.
Но в договоре есть пункт, обязывающий фермера перечислить полученные субсидии фининституту в течение 15 рабочих дней. Как говорят в КАФ, это делается для уменьшения основной суммы долга. Между тем, как считает начальник отдела АПК РПП «Атамекен» Кызылординской области Жасулан Сериков, эти деньги пригодились бы самому фермеру в разгар весенне-полевых работ.
«Ситуация вызывает недоумение. Летом 2018 года в эти правила были внесены изменения. В частности, о том, что сумма инвестиционных субсидий перечисляется рабочим органом на расчетный счет инвестора или с согласия инвестора в фининститут в счет погашения основного долга. То есть фермеры могут оставить деньги себе или, подчеркну, добровольно перечислить лизингодателю. Кроме того, если фермеру понадобятся деньги на весенне-полевые работы или другие срочные нужды, в случае выплаты субсидий КАФ придется кредитоваться еще где-то. Хотя он мог рассчитывать на сумму компенсации», – отметил в комментариях «Курсиву» Жасулан Сериков.
Неизменный пункт
Несмотря на внесенные изменения и в нарушение распоряжения министра, практика заключения договоров с обязательным перечислением субсидий на счет КАФ продолжилась.
«В конце 2018 года к нам пришли несколько предпринимателей, которые сообщили, что они заключили договоры с КАФ, где был прописан этот пункт. Мы написали письмо в центральный аппарат НПП, они – руководству КАФ. Откуда пришел ответ, что раз договор подписан, фермеры обязаны выполнять его. И в случае неисполнения обязательств их ждут штрафы. Но в конце добавили, что «в отдельных случаях АО «КАФ» готово рассмотреть возможность направления инвестиционных субсидий на прочие мероприятия по хозяйственной деятельности, при обоснованном предложении заемщика. Однако это нигде не прописано официально, и кто сможет воспользоваться такой привилегией, неизвестно», – говорит представитель РПП.
Нуждающихся больше
По словам одного из сельхозпроизводителей, которому грозят штрафы от КАФ, в августе 2018 года он заключил договор лизинга на приобретение техники на сумму 151,8 млн тенге. При этом ему полагалась субсидия в размере 42 млн тенге. После вмешательства РПП и переговоров с КАФ их удалось направить на нужды хозяйства.
Другому фермеру повезло меньше. Получив инвестсубсидии в размере 80 млн тенге, он вложил деньги в развитие хозяйства. Но ему грозит штраф из-за пункта об обязательном перечислении субсидий на счет КАФ.
Кстати, как предполагает руководитель отдела РПП, вероятно, этот не соответствующий приказу министра сельского хозяйства пункт присутствует во всех типовых договорах дочерних предприятий НУХ «КазАгро». «У фермера есть график погашения, по которому он регулярно платит. Зачем его еще чем-то грузить – тем же штрафом?! Почему бы обязательный пункт не сделать рекомендательным: мол, если в следующем году, возможно, будет неурожай, перечисли субсидии нам, уменьши сумму долга. Тогда не было бы претензий», – считает Жасулан Сериков.
Всего по программе инвестсубсидий за два последних года в регионе были заключены соглашения на сумму свыше 10 млрд тенге. Из них 2,5 млрд тенге – это сумма возмещения КАФ.
Свои нюансы
В кызылординском филиале АО «КАФ» на вопросы «Курсива» заявили, что за два года существования программы инвествложений они еще никого не штрафовали. Как подчеркнул директор филиала Оразбек Каракожаев, такой пункт действительно есть в договоре, но его никто не выполняет.
«Как можно подписывать договор о лизинге на 150 млн тенге, не прочитав его?! Вы попробуйте взять деньги в банке, а затем опротестовать это: мол, был невнимателен при подписании. Договор лизинга на сотни миллионов тенге – это вам не кредит на 5 млн. Фермеры прекрасно знали, что они подписывали», – возмутился собеседник.
Он подчеркнул, что ни один фермер в Приаралье не был оштрафован. «Для того чтобы наложить штраф, предусмотренный договором, я должен знать о том, что фермеру поступили субсидии. Да, я понимаю, что он получил деньги, но у меня нет доказательств. Соответственно, не могу подсчитать, каким должен быть размер штрафа. Мы просили у сельхозуправления информацию о выплатах субсидий, но нам отказали. Сами фермеры также не спешат сообщать, что они получили компенсацию за технику», – отметил Оразбек Каракожаев.
Он также уточнил, что сельхозпроизводители получают компенсацию не только по программе инвестсубсидий, но и по другим программам.
Поэтому, зная о поступлении денег, финиститут не может претендовать на эти средства, так как они могут относиться к другой программе или являться только их частью.
Стоит отметить, что Кызылординская область входит в пятерку лидеров по закупу сельскохозяйственной техники в республике. В 2018 году через филиал КАФ местные сельчане закупили более 80 единиц техники (комбайны, тракторы, лазерные выравниватели) на сумму около 6 млрд тенге.
За два последних года, в рамках подпадающей под инвестсубсидии программы, были закуплены около 200 единиц техники для более 130 крестьянских хозяйств Приаралья на сумму свыше 11 млрд тенге. А за 10 лет с момента появления КАФ в регионе местные аграрии закупили 1700 единиц техники. Всего с 2000 по 2019 год через КАФ было закуплено около 46 тыс. единиц техники по всей стране.