Ресурсы

В Уральске половина «экономических» уголовных дел не доходит до суда

Почти все из-за отсутствия состава преступления

За последние два года было закрыто не менее 50% уголовных дел из-за отсутствия состава преступления. Правозащитники, анализируя судебные дела, которые велись в отношении отдельных компаний, приходят к выводу, что вовлеченность последних в уголовный процесс дестабилизирует производство и подрывает деловой имидж частных фирм. 

За что казнили

Вопросы к департаменту экономических расследований (ДЭР) возникли в ходе мониторинга уголовных дел. Областная прокуратура, РПП и управление по правовой статистике и специальным учетам ЗКО предоставили анализ, из которого следует, что значительная часть регистрируемых департаментом в ЕРДР (Единый реестр досудебных расследований) уголовных дел прекращается из-за отсутствия состава преступления. 

Согласно статистике, в 2018 году в производстве департамента находилось 100 дел, возбужденных по фактам уголовных правонарушений в сфере экономики. Из них 31% закрыт. За восемь месяцев 2019 года прекратили 61% уголовных дел, 24% из которых – из-за отсутствия состава преступления. 

В качестве примера правозащитники приводят уголовное дело в отношении ТОО «Орал­инвестстрой», возбужденное ДЭР по фактам выписки счета-фактуры без фактического выполнения работ по ч. 1 ст. 216 УК РК 1 января 2016 года. Закрыто оно было в этом году из-за отсутствия состава преступления. Но в орбиту уголовного преследования были вовлечены 28 контрагентов ТОО, в отношении которых проводились следственные действия с использованием всего арсенала УПК – допросы, выемка документов, приостановление операций по банковским счетам. 

Еще одно дело – об уклонении от налогов на сумму более 70 млн тенге – было возбуждено в отношении ТОО «Nort Stream». Зарегистрировано дело было в июле 2017 года, прекращено в 2019 году. Все это время директор ТОО находился в статусе подозреваемого. 

Пересмотреть подход

Правозащитники видят в текущей ситуации целый пласт проблем. Они считают, что вовлечение компаний в уголовный процесс дестабилизирует производство, разрывает хозяйственные и партнерские связи, подрывает деловой имидж компаний. Это потери как для экономики страны, так и для госбюджета.

Как отмечает юрист РПП Валентина Гаршина, профильным ведомствам не мешало бы пересмотреть правила регистрации уголовных дел. По ее словам, бизнесмены обращаются в палату с жалобами на следователей. 

«Предприниматели говорят, что следователи грубы, некачественно ведут расследования. Есть проблема и некачественных досудебных поверок. Нужно ставить вопрос и об ответственности за необоснованные уголовные преследования бизнесменов», – отмечает Валентина Гаршина. 

Вернуть прежние нормы в УК РК

В свою очередь заместитель прокурора ЗКО Амантай Рашкалиев поднял важный для госорганов вопрос.

«Во время проверки факта нарушения привлекаются специалисты, эксперты, аудиторы. Они дают заключения, которые идут в основу дела. Затем назначается госэкпертиза, и заключения этих специалистов не подтверждаются. Начинаем разбираться – все ссылаются на разные методики. Что остается делать? Дела прекращают», – говорит Амантай Рашкалиев. 

Согласно статистике, наибольший процент закрытых уголовных дел против бизнесменов ЗКО приходится на инициированные ДЭР расследования. 

Впрочем, в ведомстве признают: в процессе расследования молодые специалисты допускают ошибки. Только в этом году трое следователей департамента были наказаны за различные нарушения в ходе следствия. В попытке аргументировать представители ДЭР отмечают, что основной вал дел возбуждается не по их инициативе, а по материалам других правоохранительных органов. 

«Прежде в УПК четко было прописано, без каких документов, экспертиз и методик экспертов уголовное дело в экономической сфере возбудить невозможно. Эти инструкции забыты, поэтому сейчас стоит вопрос о несовершенстве нашего УПК. Но их (инструкции. – «Курсив») убрали из кодекса. Это и создало коррупционное поле. Нужно их вернуть», – убежден адвокат Галымжан Ищанов

По информации правозащитника, в ближайшее время в мажилис парламента должен поступить очередной документ, и, возможно, уже в ближайшее время депутаты рассмотрят ряд вопросов, важных и для силовых структур, и для бизнеса. Предполагается, что это касается возврата в УК РК ответственности за лжепредпринимательство и возврата прежнего налогового уровня. 

«Бюджет терпит миллиардные убытки: «обнал» растет, предприниматели меняют постоянно контрагентов. Поэтому важно все поправки корректировать с учетом этих будущих изменений, чтобы сам бизнес не пострадал опять: риски у предпринимателей значительно увеличатся», – подчеркивает юрист Ищанов.

Не сгущайте краски

Заместитель руководителя ДЭР по ЗКО Канат Буржаев не скрывает: не все в их ведомстве идеально, но предлагает «краски не сгущать». 

«Критикуют службу экономических расследований, но при этом не учитывают действия бизнесменов. Например, по актам выписки фиктивных счетов-фактур налогоплательщики производят замену поставщиков, ссылаясь на то, что произошла ошибка. При этом производят замену поставщика на контрагента из другого региона», – объясняет г-н Буржаев. 

Он также подчеркивает, что перед сотрудниками департамента экономических расследований  стоят две задачи, которые необходимо выполнять. Во-первых, речь идет о том, чтобы органы не вмешивались в дела МСБ; во-вторых, они должны снизить объемы обналичивания денег. 

По словам представителя ДЭР, налогоплательщик имеет право в течение пяти лет вносить корректировки в налоговую отчетность и предприниматели этим пользуются. Спикер уверен, что манипуляции с налоговой отчетностью и совершение мнимых сделок, с одной стороны, снижают пороговые значения для привлечения к уголовной ответственности, а с другой – увеличивают недоимку по налогам, тем самым предприятие доводится до банкротства, а государство терпит убытки.

«Пожелание бизнесу – работайте по безналичному расчету, через банки. Тогда мы видим, что сделки и обороты у предпринимателя реальные, а не мнимые», – заключил Канат Буржаев.

Безымянный_67.png