Путеводители для экспортеров отечественные производители уже окрестили «путевходителями». Своеобразные инструкции начали разрабатывать в соответствии с национальной экспортной стратегией, главная задача которой – увеличение казахстанского экспорта к 2022 году в 1,5 раза.
Вторая причина – государство не готово бесконечно выступать в роли переговорщика между местным бизнесом и иностранными рынками. Зачастую это происходит потому, что экспортеры оказываются не в курсе нюансов работы на иностранном рынке – например, в Китае экспорт каждого вида продукции подпадает под действие отдельного стандарта.
Информация о стандартах, которым должна соответствовать казахстанская продукция, а также описание порядка действий при ее сертификации в уполномоченных органах будут собраны для нескольких основных экспортных направлений.
«Мы совместно с бизнесом определили пять наиболее интересных для экспорта стран: Китай, Иран, Турция, ОАЭ и Германия, – говорит заместитель председателя Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Серик Кусаинов. – В этом году работа начата по Китаю, поскольку на него приходится большая часть казахстанского экспорта – около 23%». Казахстанские экспортеры сейчас получают информацию о возможных ограничениях, связанных с техническими барьерами, а также санитарными, ветеринарными и фитосанитарными мерами на территории КНР.
Заместитель генерального директора Казахстанского института стандартизации и сертификации Еркежан Амирханова поясняет: главная задача ее структуры – разработать для казахстанских экспортеров четкий алгоритм по сертификации их продукции. На китайском направлении уже разработано 48 таких алгоритмов для пищевых и 25 – для промышленных видов продукции. Чтобы выполнить эту работу, казахстанский институт перевел около 500 национальных стандартов КНР – система стандартизации в Китае многоуровневая, там действуют национальные, отраслевые, местные стандарты и стандарты организаций – когда каждое отдельное предприятие предъявляет требования к поставляемой ему продукции.
Хотя в 2018 году в КНР законодательство смягчилось и стандарты национального уровня стали носить общий характер, предъявляя требования скорее к безопасности продукции, чем к ее качественным характеристикам, менее закрытыми от этого китайские рынки не стали. Требования по технической спецификации просто переместились из национальных в отраслевые стандарты. Последние разрабатывают госорганы, и из протекционистских соображений делают их привязанными к отечественному производству.
В то же время отраслевые стандарты в Китае постепенно замещаются новым видом разрешительных документов – стандартами отраслевых ассоциаций. Эти стандарты более ориентированы на развитие конкуренции в стране и более доступны: их регистрируют на специальной онлайн-платформе. Есть еще и местные стандарты – их могут принимать власти провинций, причем учитываться при этом могут и климатические особенности, и региональные традиции.
«При экспорте продукции в КНР вы обязательно должны соответствовать какому-либо стандарту из всей этой серии, – говорит г-жа Амирханова. – Пугаться не нужно, потому что есть определенная иерархия стандартов: если принимается национальный стандарт, то автоматически отменяются отраслевые или местные стандарты, а стандарты ассоциаций постепенно выходят на ведущие после национальных стандартов роли».
Поскольку возможность дополнения требований одного вида стандарта (допустим, национального) детальными требованиями стандартов более низкого уровня остается, экспортеру перед входом на китайский рынок в любом случае нужно комплексное видение ситуации с учетом нюансов регулирования именно его вида продукции. Для 73 видов продукции такое видение будет изложено до конца года на сайте export.gov.kz, одновременно будут заключены соглашения о разработке аналогичных алгоритмов с органами по стандартизации ОАЭ и Ирана. «Путевходители» на рынки этих стран планируется разработать в следующем году.