Для большинства жителей Казахстана реальность состоит в том, что доллар и евро только растут, а тенге падает, и кажется, что по-другому не может быть. Но есть страны, где наоборот: доллар падает, национальная валюта растет. Местные жители этим фактом недовольны, а в масштабах страны – это большая проблема.
В течение 30 лет, начиная с 1990-х годов прошлого века, Таиланд неизменно был популярным местом для переезда на постоянное место жительства иностранцев, и, в первую очередь, европейских пенсионеров. Тайцы их называют «фарангами» (от английского foreign – иностранец). Экзотическая страна манила комфортным климатом, наличием моря и «недорогой жизнью». Местная валюта была дешевая, что делало привлекательными цены на дома, квартиры, медицину в пересчете на евро, фунты и доллары.
За последние 10 лет тайский бат резко подорожал относительно всех валют мира, благодаря чему получил прозвище «супербат». Например, если 10 лет назад за фунт можно было получить в Таиланде 70–80 бат, то сейчас только 38–40. «Дешевый Таиланд» превратился в миф. В первую очередь, это «ударило» по пенсионерам-европейцам, проживающим в стране и конвертирующим свои пенсии из европейской валюты в баты. Им пришлось сильно пересматривать свои ежемесячные траты и привыкать жить в новой реальности, или уезжать из страны.
Вслед за пенсионерами-европейцами многие британские семьи также вернулись на родину. По их словам, с такой стоимостью бата им дешевле учить своих детей в частных школах у себя дома. Следующими «пострадавшими» стали местные застройщики, продавцы недвижимости и все те, кто строил бизнес на приезжающих иностранцах.
Сейчас бенефициаром европейского потока пенсионных денег стала Испания. Спрос на недвижимость в этой стране растет, экономика набирает обороты.
В действительности мы живем в то время, когда идет необъявленная валютная война всех против всех, когда каждая страна пытается максимально обесценить свою валюту, чтобы подстегнуть международный спрос. Мировая финансовая перестройка меняет центры притяжения глобальных туристических потоков.
И в этом противостоянии у Казахстана есть потенциал стать новым глобальным центром миграции для европейских пенсионеров. Одно из преимуществ на сегодняшний день – это слабая валюта, делающая страну выгодной как для туристов, так и для потенциальных иностранных пенсионеров.
Несколько лет назад в Казахстане был либерализован визовый режим для привлечения туристов в страну. Это очень правильное решение, которое можно было бы принять еще 20 лет назад.
Казахстан можно сделать привлекательным для европейцев без каких-либо огромных финансовых затрат для казахстанской экономики. В свою очередь, это принесет нашему государству гарантированный поток валюты, который будет поступать в страну ежемесячно и тратиться внутри нее.
Для этого нам достаточно сделать минимум две вещи. Во-первых, запустить специальную визовую программу для пенсионеров; предлагать легко получаемые пенсионные визы для желающих переехать из Европы и Америки в Казахстан. Во-вторых, разрешить покупать иностранцам квартиры и дома. Это оживит спрос на внутреннем рынке недвижимости Казахстана.
Мировая практика показывает, что ни одна страна в мире, запустившая пенсионные программы для иностранцев, не проиграла. Наоборот, от этого выиграет часть малого и среднего бизнеса в сфере услуг, питания, медицины и многих других отраслей экономики. Правда, результат мы увидим только через 5–10 лет. Но, как сказал один политик, люди – это новая нефть, и вот за это, за людей, и надо бороться.