Снижение темпов роста китайской экономики, несомненно, может сказаться на развитии экономики Казахстана в среднесрочной перспективе.
РК и КНР связывают тесные экономические узы. Китай является одним из основных потребителей казахстанских сырьевых ресурсов, таких как нефть, химические элементы, руда меди, железная руда и другое минеральное сырье. Доля экспорта сырьевых товаров в Поднебесную составляет до 80% от общего объема экспорта в эту страну из РК.
Если рассматривать влияние ситуации в Поднебесной на казахстанский рынок, то можно предположить несколько вариантов развития дальнейших событий.
Первый вариант: экономический спад в Китае снизит спрос на сырье, отсюда может снизиться прибыль сырьевых казахстанских компаний за счет уменьшения объемов продаж сырьевых товаров.
Второй вариант может быть не связан напрямую с конкретными производителями сырья в Казахстане, то есть объемы поставок могут сохраниться, но при этом уменьшение спроса на сырье со стороны КНР может привести к падению стоимости сырья на мировых рынках, а это, в свою очередь, может сказаться не только на снижении доходов отдельно взятых компаний, но и на общей экономической ситуации в нашей стране.
Ни для кого не секрет, что казахстанская экономика продолжает быть зависимой, в частности, от цен на нефть. Простое сравнение: по итогам 2018 года ВВП РК составил 4,1% при средней стоимости нефти $67,4 за баррель, причем стоит отметить, что большую часть года черное золото росло в цене. В 2019 году динамика, можно сказать, зеркальная. Рост нефтяных котировок показывал положительную динамику только первые четыре месяца года, все остальное время стоимость нефти снижается.
На сегодняшний день (если брать минимальную и максимальную стоимость) среднегодовая стоимость составляет $63,75 за баррель, что на 5,5% ниже прошлогодних значений. По предварительной оценке Минфина РК и Всемирного банка, темпы роста экономики Казахстана могут замедлиться до 3,7–3,9%. И одной из причин этого замедления, вероятнее всего, станет стоимость черного золота на мировом рынке.
Не стоит забывать и о бюджете страны. По самым скромным оценкам, за счет продажи нефти формируется 30% бюджетных средств. При снижении стоимости черного золота на мировом рынке мы можем столкнуться с дефицитом финансовых поступлений в бюджет страны. А это может сказаться на планах господдержки развития экономики в Казахстане.
Я привожу пример только с рынком нефти, но аналогичная ситуация может сформироваться и в других сегментах сырьевой отрасли страны. Если замедление экономики Китая будет продолжаться, то это однозначно отразится на добывающих отраслях Казахстана. Если сильно начнет замедляться спрос, то не будет смысла сохранять прежние объемы добычи и производства сырья, чтобы не было перепроизводства и перенасыщения складов.
Снижение сырьевых цен (теперь уже в большей степени нефтяных), вероятнее всего, негативно скажется и на курсе казахстанского тенге. Влияние стоимости черного золота на курс казахстанской валюты остается значительным. Возможно, изменилась структура влияния на фоне того, что НБ РК проводит более диверсифицированную политику курсообразования национальной валюты, отказавшись от прямой привязки курса доллара к нефтяным котировкам. Но обыватель продолжает наблюдать ситуацию, когда снижение стоимости нефти на рынке приводит к ослаблению курса тенге к американской валюте. Это, в свою очередь, может привести к росту инфляции.
С начала года инфляция в РК, по официальным данным, составила около 5,4%. Показатель вписывается в целевые значения Нацбанка 4–6%, но и курс национальной валюты к доллару США и евро за тот же период времени более-менее стабилен. Рост инфляции повлияет на снижение потребительского спроса на товары и услуги, что может негативно сказаться на общем экономическом состоянии в стране.
Подводя итог, стоит отметить: Китай не является единственным драйвером казахстанской экономики. Говорить, что Казахстан напрямую зависит от Китая, нельзя. Влияние КНР на казахстанскую экономику в большей степени будет опосредованным, через возможное ухудшение общемировой экономической ситуации. Но у Казахстана есть возможность избежать критических процессов за счет перераспределения внешнеэкономических связей и выработки стратегии развития реального сектора экономики и создания конкурентоспособных товаров и услуг, которые будут продолжать пользоваться спросом на внутреннем и внешнем рынках.