Банки и финансы

За год казахстанцы вывели из страны миллиарды долларов

Они покупают акции зарубежных компаний и хранят валюту в иностранных банках

За первую половину текущего года резиденты вывели из Казахстана $3,7 млрд – узнал «Курсив» в Нацбанке. По итогам прошлого года, напротив, был зафиксирован приток капитала в страну в размере $1,1 млрд.

Объем чистого оттока капитала из Казахстана в первом полугодии 2019 года составил $3,7 млрд, говорится в официальном ответе Нацбанка на запрос «Курсива». Большая часть денег, выведенных из РК резидентами, была вложена в ценные бумаги зарубежных компаний или осела на счетах иностранных банков. «Порядка 70% из $3,7 млрд были связаны с инвестированием резидентами в высоколиквидные иностранные ценные бумаги или депозиты в иностранных банках.

Оставшаяся часть, или 30%, приходится на компании квазигосударственного сектора и обусловлена исполнением ими валютных обязательств по погашению и обслуживанию внешних займов и еврооблигаций», – сообщили подробности в пресс-службе регулятора.

В Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) отток капитала объясняют необходимостью диверсификации портфеля.

«Инвестирование в ценные бумаги и иные активы, деноминированные лишь в тенге, наряду с относительно высокой доходностью несет повышенный валютный и страновой риск», – констатирует эксперт аналитического центра АФК Мерей Исабеков. По его мнению, перечень ценных бумаг казахстанских эмитентов, деноминированных в иностранной валюте, не позволяет в полной мере производить диверсификацию активов, в том числе по страновому риску.

Независимые аналитики могут говорить откровеннее. «На сегодня национальные инвестиционные инструменты можно считать высокорисковыми. Это касается инвестиций и в финансовые инструменты, и в классические инвестиционные направления вроде недвижимости и бизнеса», – считает шеф-аналитик ALPHALUX Consulting Сергей Полыгалов.

Отток капитала может означать, что бизнес по каким-то причинам не заинтересован в развитии внутри страны и предпочитает копить деньги в других юрисдикциях. В числе прочего это негативно влияет и на золотовалютные резервы (ЗВР) Нацбанка, которые за первое полугодие снизились на $2,7 млрд. «Однако за июль – сентябрь ЗВР выросли на $0,6 млрд, – говорит Исабеков. – Таким образом, можно предположить, что отток валюты, зафиксированный в первом полугодии, был краткосрочным явлением и отток капитала не является критичным».

Объем валютных депозитов в казахстанских банках с января по август уменьшился на 1,3 трлн тенге (-14,5%), в том числе вклады юрлиц снизились на 1,1 трлн тенге (-22,3%). «Это в первую очередь связано с проведенными в I квартале мероприятиями по оздоровлению банков. При этом валютные депозиты физлиц с начала года уменьшились на 216 млрд тенге (-5,3%). Кроме оттока валютных депозитов, также наблюдался их переток в тенговые вклады, чему способствовал повышенный дифференциал между ставками по тенговым и валютным депозитам. Тенговые депозиты за этот период увеличились на 1078 млрд тенге (+11,3%)», – приводят статистику в Нацбанке. 

Финансисты объясняют тающие валютные депозиты снижением процентных ставок регулятора. Зажатые коэффициентами НСФР (коэффициент нетто стабильного фондирования) и КВА (коэффициент размещения во внутренние активы), банки несут потери или недополучают прибыль, так как вынуждены часть валютных активов держать неработающими. Регулятор услышал жалобы и с июля предложил банкам новый инструмент – валютные депозиты в Нацбанке. Срок таких вкладов – один месяц, ставка – 0,5% годовых. 

Для формирования стимула по сохранению валютных активов физлиц внутри страны КФГД в июне повысил предельную ставку по валютным депозитам населения с 1 до 2%. «Данная мера способствовала стабилизации на рынке валютных депозитов. С июня по август депозиты в иностранной валюте увеличились на 12,2%, или на 835 млрд тенге», – отметили в Нацбанке. 

Сергей Полыгалов уверен, что риски экономики РК не соответствуют прибыли, которую обещают финансовые организации. 

«Вероятность того, что иностранный банк обанкротится или лишится лицензии, в разы ниже, нежели у наших банков, – говорит он. – Также существует вероятность того, что полученная от вклада прибыль будет съедена инфляцией или резким снижением курса нацвалюты. Иностранные инвестиционные активы более ликвидны, нежели большинство национальных инструментов». 

Международная статистика показывает: Казахстан не лидер по потерям средств резидентов. Например, в Японии по итогам 2018 года нетто-отток капитала составил $158 млрд, в России – $76 млрд, в Корее – $53 млрд. Считается, что для открытой экономики подобные процессы диверсификации активов и инвестирования в зарубежные инструменты абсолютно рыночны. «Государству необходимо увеличивать инвестиционную привлекательность страны, что повысит приток инвестиций и уменьшит отток капитала. Вопросам повышения темпов притока инвестиций уделяется много внимания, однако существенных результатов пока не отслеживается», – констатирует Мерей Исабеков.