Новости

Как заработать на желании сниматься в кино в Казахстане

Сакраментальное желание практически каждого ребенка стало базой для бизнеса

Делать обучение детей главным источником доходов на шымкентской киностудии «Мейрам» изначально не собирались. Ее основатель и директор Мейрамбек Агадилов открыл свое дело в 2014 году, желая создавать собственные произведения. 

Но будучи отцом маленького ребенка, кинематографист не был удовлетворен ассортиментом анимационных и игровых детских фильмов, демонстрируемых на наших экранах. Чтобы не искать кадры для воплощения своих замыслов, решил ковать их сам. 

Ноль вложений

В это время как раз в шымкентской студии «Сак» шла работа над вторым сезоном детского телесериала «Томпақ». Мейрамбек взялся подготовить для него маленьких актеров. Как уверяет Мейрамбек Агадилов, он не вкладывал в свой бизнес ни копейки. 

«Большинство людей думают, что для запуска бизнеса, тем более в сфере кино, нужны огромные финансы. Но на самом деле проблема не в деньгах, а в голове. Я ничего не вкладывал в самом начале. Нашел помещение для проведения кастинга, договорился расплатиться после мероприятия. Привел его в порядок вместе с друзьями, принес из дома мебель, телевизор, компьютер. Сам сделал макет афиши о предстоящем кастинге, попросил распечатать в типографии друга 500 экземпляров, развесил их по городу. Тогда «Томпақ» уже гремел по детскому телеканалу «Балапан», и на кастинг пришли 300 человек. Из них прошли 100, после они снялись в сериале. А из собранных на кастинге денег, полученных за обучение (по 5 тыс. тенге за месяц с каждого), я расплатился за аренду, покрыл все расходы и даже прикупил кое-какую мебель», – рассказал директор студии. 

Безусловно, бизнесом без вложений такой старт можно назвать условно: помимо материальных ресурсов у Мейрамбека Агадилова был, пожалуй, самый ценный капитал – многолетний опыт работы на местных киностудиях. Однако такой подход сработал: «Мейрам» объявила второй набор обучающихся.

Их готовили для работы над первым произведением студии – мультфильмом с элементами игрового кино «Күміс қылыш». После выхода этой работы и начался настоящий бум. Студию одолевали звонками и расспросами дети и их родители. Желающих сняться в кино было очень много.

И Мейрамбек задумал задействовать их в фильмах, которые планировал снимать по заказу для телеканала «Балапан». 

Но от идеи пришлось отказаться. Начинающая студия не подошла по одному из условий – компания должна была работать с телеканалами как минимум пять лет. Тогда в «Мейраме» решили снимать учеников в своих же фильмах и потом размещать ленты на YouTube-канале.

Почему YouTube

Мейрамбек Агадилов пояснил, почему выбор пал именно на такой путь распространения фильмов. Во-первых, дети сегодня предпочитают интернет телевидению и хотят увидеть себя в фильмах как можно скорее, иметь возможность пересматривать их, предлагать посмотреть друзьям, родным, знакомым. Во-вторых, их выход в прокат или демонстрация по телевидению были бы затратными. По словам собеседника, только за один показ фильма на местном канале с них бы взяли не менее 40 тыс. тенге. В-третьих, после показа они бы не могли некоторое время загрузить его на YouTube. Демонстрировать же фильм после интернет-канала телевизионщикам невыгодно. В-четвертых, со временем телепоказы им оказались не нужны. А по количеству просмотров в YouTube (почти 60 млн) и числу подписчиков (411 тыс.) студия «Мейрам» уже давно обошла все местные телеканалы. 

В общем, получилось, что интернет-канал стал самым приемлемым вариантом, в том числе для самих кинематографистов. Платное обучение позволяет им не думать о том, как найти средства на новую картину и где ее показывать. «Если бы мы зарабатывали на самих съемках фильмов, то не выжили бы, – делится режиссер. – Потому что нам никто бы за них не заплатил. А так нас фактически финансируют родители». 

Плюс к тому размещение картин в популярном видеохостинге в открытом доступе – это еще и их реклама. 

О чем фильмы

После «Күміс қылыш» мультфильмы на студии больше не снимали из-за дороговизны анимационной продукции. По словам директора «Мейрама», 100 секунд мультфильма обходятся в 500 тыс. тенге. Поэтому здесь сосредоточились на бюджетном жанре – игровых короткометражках. 

Как заверил Мейрамбек, по самому минимуму их можно сделать даже за 100 тыс. тенге. Для этого не нужно тратиться на аренду, а можно использовать в качестве бесплатного антуража окружающую природу, находящиеся рядом здания и заведения. При этом съемки, например, 20-минутной картины занимают всего два дня. 

Сюжеты короткометражек непритязательные, но поучительные. Например, в одной из последних картин – «Ауылбай болмаймын» («Не хочу быть аулбаем») – рассказывается о том, как родители отправили сына и дочь пожить в ауле у дедушки и бабушки. Городские ребята, сначала не признававшие сельский уклад и нравы, быстро меняют свои представления. Мораль фильма: именно аул является истоком истинных народных ценностей. 

Фильмы разные по жанру, но в основном это наиболее любимые детьми комедии. Сюжеты на студии пишут сами, что-то берут из жизни, что-то придумывают. К слову, сценаристом является и сам Мейрамбек, он также выступает в роли режиссера, актера. Кроме него, есть и другие режиссеры, всего в студии сейчас работают 15 человек.