Бидайкоин – казахстанская криптовалюта, с помощью которой трейдеры и производители пшеницы будут вести расчеты напрямую, без посредничества банков. Ее запуск планируется в первой половине 2020 года на электронной платформе Qoldau.kz.
Бидайкоин – цифровая валюта с твердым курсом, один бидайкоин равен одному тенге. Майнинга бидайкиона не существует; криптовалюта создается, чтобы участники сельхозрынка смогли уйти от расчетов в банках второго уровня.
«Введение бидайкоина на сегодняшний день мы уже согласовали с Нацбанком, нас поддерживает Ассоциация финансистов Казахстана; в настоящее время Министерство сельского хозяйства рассматривает разработанный нами механизм функционирования этого платежного средства. В случае положительного решения и принятия соответствующих поправок в законодательство ИУЦ готов к практической реализации концепции «Бидайкоин» уже в первой половине 2020 года», – говорит главный специалист отдела ценных бумаг АО «Информационно-учетный центр» (ИУЦ) Гульмира Онайбек.
Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам регулирования цифровых технологий» сейчас проходит финальное согласование в заинтересованных госорганах и в администрации президента. В информационно-учетном центре рассчитывают, что в парламент этот законопроект поступит вскоре после январских праздников и будет принят в первой половине следующего года.
Зачем понадобился бидайкоин
Свой токен на внутреннем сельскохозяйственном рынке – это не дань моде и не попытка генерировать прибыль, уверяют в ИУЦ (сейчас именно эта организация является регистратором электронных зерновых расписок). Главная цель – создать собственную систему расчетов на базе Qoldau.kz и уйти от расчетов через банки второго уровня. Гульмира Онайбек перечисляет претензии участников сельхозрынка к БВУ: банковские сервисы не позволяют моментально проводить платежи, сопровождаются высокими комиссиями, а также создают риски для обеих сторон сделок по зерну – фермеры могут не получить денег, покупатель может заплатить за воздух.
Также при существующей схеме расчетов остается риск дефолта банка по платежным поручениям. В системе с использованием бидайкоина сделки будут производиться автоматически и моментально, участники будут защищены от мошенничества, поскольку сведения о наличии у них продаваемых ресурсов являются частью этой системы.
«Схема предполагает, что покупать и продавать зерновую расписку можно за бидайкоины следующим образом: потенциальный покупатель перечисляет сумму в тенге на расчетный счет нашего центра, который выступает онлайн-посредником сделок. Мы без комиссии переводим тенге в бидайкоины, которые зачисляются на лицевой счет потенциального покупателя, – говорит представитель ИУЦ. – При расчете на лицевой счет продавца автоматически зачисляются бидайкоины, а зерновая расписка автоматически списывается на покупателя».
Гульмира Онайбек добавляет, что ИУЦ по желанию продавца опять же без комиссий переводит бидайкоины в тенге либо бидайкоины лежат на лицевом счете фермера до востребования.
Как не дать бидайкоину превратиться обратно в тенге
Какой прок фермеру от накопления бидайкоинов на своем лицевом счете без их обналичивания? Планируется, что накопленные бидайкоины можно будет использовать внутри платформы, расплачиваясь ими за ГСМ, удобрения, семена, услуги по страхованию посевов, использование различных сервисов – таких, к примеру, как прогноз урожайности и прогноз погоды, а также определение фитосанитарного состояния полей.
Все эти сервисы ресурса Qoldau.kz разработчики хотят вовлечь в накопительную систему бидайкоина, чтобы фермеры не обналичивали полученные суммы, а расплачивались ими с другими участниками рынка за их товары, работы и услуги. Уже сейчас на платформе зарегистрировано более 170 тыс. пользователей. «Использование учетной единицы – бидайкоина – предполагается в режиме 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году, бесплатно для участников системы, а хранение и перечисление токенов будет защищено криптографическими методами шифрования, – подчеркивает главный специалист отдела ценных бумаг ИУЦ Гульмира Онайбек. – Чистота сделок с бидайкоинами будет гарантирована нашей компанией как государственным институтом, финансово-хозяйственная деятельность которого проверяется Счетным комитетом, комитетом внутреннего аудита, также мы регулируемся Национальным банком как финансовая организация, а наши информационные системы аттестует на информационную безопасность комитет технической службы КНБ».
Руководитель IT-подразделения ИУЦ Дастан Молдабеков добавляет, что сейчас решается вопрос материальной мотивации пользователей к сбережениям в бидайкоинах. «Мы прорабатываем с Нацбанком вопрос о том, чтобы на бидайкоин, то есть на тот кэш, который находится внутри системы, начислялись проценты, чтобы у держателя бидайкоина появилась мотивация не вытаскивать кэш из системы», – поясняет он.
До бидайкоин надо разобраться с элеваторами
В Союзе фермеров Казахстана идею появления оперативной платежной системы со своей расчетной единицей приветствуют, утверждает заместитель председателя этой отраслевой структуры Серик Ибраев. Он напоминает, что свои платежные системы сейчас существуют у многих интернет-ресурсов и даже у социальных сетей – тот же Facebook предпочитает проводить ряд платежных операций внутри системы, без посредников. Аналогичный принцип заложен и в системе, внутри которой будет обращаться бидайкоин.
«На сегодняшний день при совершении сделок с зерном деньги не всегда оборачиваются день в день, а за счет внутренней системы сделка оплачивается моментально, секунда в секунду, не нужно ждать, когда банк исполнит ваше поручение, – говорит Ибраев. – Вот логика бидайкоина: зачем нам лишние взаимосвязи участников рынка, если они на нашей платформе могут взаимодействовать напрямую? Я обижу, наверное, банки, но их информационные системы на сегодняшний день очень тяжелые, они написаны иностранцами, и на их любое изменение и адаптацию уходит полгода минимум. Просто надоело так работать, давайте поднимем свою систему и просто забудем про нынешние проблемы», – добавляет он.
Препятствием на пути расчетов за зерно бидайкоинами в Союзе фермеров считают вопрос сохранности зерна на эмитентах зерновых расписок – элеваторах. Решать его, по мнению Ибраева, должен не ИУЦ, а Минсельхоз: речь идет об ужесточении регуляторных требований к элеваторам по страхованию хранящегося на них зерна.
«Сейчас регуляторные требования к эмитентам – элеваторам со стороны МСХ слабые: есть набор квалификационных требований в рамках лицензирования деятельности элеваторов, но модель страхования по этим требованиям слабая, – утверждает представитель Союза фермеров. – Условно говоря, достаточно застраховать один килограмм зерна – и ты уже выполняешь требование регулятора. Поэтому мы и говорим сейчас МСХ: давайте параметрическую модель по страхованию пересмотрим и сделаем достаточно жесткой. Да, полис при этом будет дороже, но тогда страховщики будут контролировать деятельность элеватора так, чтобы он не мог это зерно «толкнуть». Соответственно, мы получим большую защиту новой системы», – заключает эксперт.