Новости

Законы Евразийского союза теперь действуют и в футболе

А игроки из этих стран перестанут считаться «иностранцами» в казахстанских командах 

С начала 2020 года граждане России, Беларуси, Армении и Кыргызстана не будут считаться легионерами в Казахстанской Премьер-лиге (КПЛ). Так постановил исполком Казахстанской федерации футбола (КФФ).

Это решение не стало неожиданностью – все шло к тому, что игра миллионов будет жить на территории единого экономического пространства по тем же правилам, что и любая другая сфера трудовой деятельности. Особенно после того, как Российский футбольный союз (РФС) еще в марте 2019 года избавил от ярлыка «легионер» игроков из ЕАЭС. По сути, решение КФФ – ответная вежливость. 

Даже немного странно, что с момента принятия четвертой статьи договора «четырех свобод», обеспечивающей в союзе беспрепятственное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, до применения ее к футболу прошло более пяти лет. 

Как и во всех жизненных сферах, нововведение разделило спортивное сообщество на согласных, противников и тех, кто еще не определился со своим мнением, а ждет развития ситуации. У каждой стороны есть свои весомые аргументы, даже у «флюгеров» – чтобы после иметь возможность быть причастными к правым. 

В чем суть

В КПЛ действует лимит на легионеров, согласно которому в заявке каждой команды на сезон может находиться не более восьми иностранцев. При этом непосредственно на поле ограничения более жесткие – одновременно разрешается появление максимум шести «варягов». Примечательно, что 15 октября Казахстанская федерация оставила без изменений эту статью регламента, так что, на первый взгляд, все осталось по-прежнему. Однако в действительности клубы нашей премьер-лиги уже в зимнее мезсезонье могут измениться до неузнаваемости.

Суть реформы заключается в том, что отныне легионером будет считаться любой футболист, не являющийся гражданином Казахстана либо гражданином любой из стран, входящих в ЕАЭС. Заявочный лист клуба Премьер-лиги теперь будет включать в себя, как минимум, двенадцать мест для воспитанников казахстанского футбола и не более восьми позиций для зарубежных игроков. Оставшиеся десять мест в заявке на сезон могут занимать либо воспитанники, либо футболисты любой из стран ЕАЭС на усмотрение клуба. Что касается ограничений на поле во время игры, то таковое будет только одно – не более шести легионеров. Другими словами, игроки из России, Беларуси, Армении и Кыргызстана в казахстанских клубах теперь полностью уравнены в правах с казахстанскими футболистами.

Плюсы

От новшества в первую очередь могут пострадать те, кого нанимали на работу исключительно благодаря наличию казахстанского гражданства. Так называемые «паспортисты» – одна из главных бед нашего футбола. Местные футболисты, в особенности молодые, пользуются сложившимся положением и с помощью своих агентов вешают на себя непомерно дорогие ценники, абсолютно не соответствующие уровню их мастерства. 

А клубы в условиях довольно жесткого лимита вынуждены пополнять свои ряды казахстанцами, без которых сформировать состав на игру не представляется возможным. Высококлассных исполнителей у нас наперечет, и подавляющее большинство из них аккумулировались в сильнейших командах страны – «Астане», «Кайрате», «Ордабасы» и «Тоболе». Остальным же приходится «лепить» из того, что осталось, порой заключая контракты с откровенным «неликвидом». А что делать, если таковы правила?

Теперь же теплые места «паспортистов» с большим удовольствием займут соседи по ЕАЭС, они с радостью поедут в чемпионат Казахстана, где тепло и сыто. А нашим футболистам, которым раньше попадание в состав было гарантировано априори, теперь придется либо повысить к себе требования и согласиться на понижение зарплаты, либо переходить в клубы низших дивизионов, что также приведет к уменьшению их доходов. «Паспортисты» уже не смогут диктовать свои условия, им придется адаптироваться к суровым реалиям рынка.

Минусы

Конкурентная среда – двигатель прогресса, в том числе и в футболе. Однако есть и ощутимый минус. Ни один из игроков из России, Беларуси, Армении и Кыргызстана не сможет стать полноправным казахстанцем – в том смысле, что не будет иметь права представлять честь страны на международной арене, выступать за нашу сборную. Ведь для этого они не должны быть заиграны за свои национальные команды. К тому же, нужных «иностранцев» мы успешно натурализовывали и прежде, никакой лимит помехой тому не был.

Главным тренерам команд Премьер-лиги (среди которых, к слову, иностранцев больше половины) отныне не придется ломать голову над тем, как бы вписаться в лимит. Теперь совсем не обязательно находить пятерых граждан Казахстана для основного состава. Клубный наставник – человек подневольный, перед ним стоят локальные задачи, которые редко пересекаются с интересами сборной, их он вообще не обязан учитывать. Поэтому не стоит удивляться, если со следующего года в матчах чемпионата КПЛ мы не увидим на поле ни одного доморощенного игрока. Шесть легионеров плюс пять граждан ЕАЭС, и никакого нарушения регламента. Смогут ли в таких реалиях развиваться кандидаты в главную команду страны? И будут ли болельщики считать такие коллективы своими, искренне переживать за них?

Другая малоприятная перспектива от решения КФФ непосредственно к мастерству исполнителей отношения не имеет, хотя связана с футболом прочными канатами. Не секрет, что весь отечественный спорт, за редким исключением, находится на государственном финансировании. В Премьер-лиге есть только одна относительно частная команда – алматинский «Кайрат», все другие получают средства из казны. Бюджеты успешно «пилились» и раньше, теперь же у не совсем честных на руку руководителей, агентов и прочих представителей всевозможных интересов игроков будут все условия вывести свою бурную деятельность на новый уровень. В мутной трансферной воде в виде граждан России, Беларуси, Армении и Кыргызстана теперь появилась гораздо более крупная рыба, чем «паспортисты».

Чего ожидать

Если взглянуть на приведенную таблицу, то может показаться, что игроки из ЕАЭС не делают погоду в отечественном футболе. Всего одиннадцать человек, распределенных по семи командам. При этом две из них – «Атырау» и «Актобе» – по итогам сезона покинули высший дивизион, а из «Кайрата» ушел белорус Сергей Политевич. Казалось бы, влияние представителей этих стран на развитие футбола у нас в стране совсем незначительное. Отчасти это правда, но так было в уходящем году, в 2020-м ситуация в корне изменится, тут двух мнений быть не может. 

Что дадут нам новые правила, будет ясно уже по ходу следующего сезона. Возможно, «нелегионеры» помогут нашим клубам успешнее выступить в еврокубках. А может быть, сборная Казахстана рухнет со своей 121-й позиции в рейтинге ФИФА еще ниже. Запасаемся терпением и ждем.

inffootball.png