Уходящий 2019 год запомнился в истории Казахстана и его внешней политики многими важными событиями. Пожалуй, наиболее яркими из них стали выборы нового президента и засуха в шести зерносеющих регионах, которая скорректировала ожидаемые поступления пшеницы на рынок и цены на зерно. Помимо этого, было немало и других событий, важных с точки зрения экономики страны. «Курсив» выбрал Топ-5 наиболее интересных событий, произошедших в этом году в регионах РК.
Взрывы в Арыси
Прогремевшие 24 июня взрывы в Арыси повлекли за собой череду происшествий, которые вскрыли множество проблем в различных областях жизни: от несоблюдения техники безопасности до нехватки строителей и несовершенства идеологической политики государства.
Первые сообщения на пульт противопожарной службы поступили в 09:20. Через два с половиной часа президент Касым-Жомарт Токаев поручил министрам обороны, внутренних дел и акиму Туркестанской области принять меры по ликвидации последствий взрывов боеприпасов.
Арысь была полностью эвакуирована, так как на дорогах города и во дворах находилось много неразорвавшихся снарядов. В эвакуации населения было задействовано более 150 единиц автотранспорта, охрану города осуществляли 345 сотрудников арысского РОВД, 800 военнослужащих.
Заместитель министра обороны РК генерал-майор Бахыт Курманбаев на брифинге рассказал, что свыше 400 саперов разминировали город, было изъято и ликвидировано более 500 опасных предметов. Аким области Умирзак Шукеев отметил, что в результате взрывов было разрушено и повреждено 88% домов. Из 250 бизнес-объектов было разрушено около 150, еще пять восстановлению не подлежали. Пострадавшим бизнесменам выделили по 5 млн тенге, жителям Арыси – по 100 тыс. тенге.
Было принято решение вернуть арысцев домой 28 июня. Только из Шымкента для перевозки людей было предоставлено 182 автобуса, а от Туркестанской области – 530. На восстановление домов был отведен месяц. Весь город был поделен на 17 секторов по 450 домов в каждом, которые восстанавливали все регионы страны.
В первый же день прибытия горожане стали находить в домах и во дворах опасные предметы. На одном из брифингов чиновниками было заявлено, что склады с боеприпасами уберут из Арыси.
По сообщению пресс-службы города Арыси, на данное время все строительно-ремонтные работы завершены. Однако остались еще 13 проблемных домов, жители которых настаивают на их сносе и строительстве новых помещений. Местная же исполнительная власть считает, что их можно отремонтировать. Консенсус в этом вопросе пока не найден.
Комментарии
Аким Туркестанской области Умирзак Шукеев:
«Снаряды хранились на складах таким образом, чтобы в случае детонации ударная волна ушла в степь. Однако часть ее все же пришлась на город Арысь, вследствие чего были повреждены кровли некоторых домов, выбиты стекла, отдельные здания были полностью уничтожены пожаром».
Министр обороны РК Нурлан Ермекбаев:
«Будут пересмотрены нормы хранения боеприпасов. Они будут складироваться в достаточно удаленных от населенных пунктов местах. Когда хранилища арсенала строятся, нормативы по расстоянию выдерживаются. Этот арсенал (в г. Арыси) был построен в 1930 году. Тогда здесь город не существовал, аул находился вдали. Но за все это время населенный пункт приблизился к забору арсенала. Это ненормально. Теперь такого не будет. За последние несколько лет с территории этого арсенала уже было вывезено более 30 тыс. тонн боеприпасов. Никаких радиоактивных элементов или химических веществ на этих складах не располагалось, поэтому никакой угрозы для населения, области, города в этом плане не было».
На всю страну такой один
Уходящий год ознаменовался запуском ферросплавного завода YDD Corporation в Караганде. Его выход на полную мощность, 240 тыс. тонн продукции в год, может обеспечить РК место в пятерке стран, лидирующих по производству ферросилиция – сплава железа и кремния.
Учредителями YDD Corporation являются Ерлан Нигматулин, сын влиятельного бизнесмена Динмухамета Идрисова Аппаз Жармухамед, а также Imperium Holdings Limited, зарегистрированная в Великобритании.
Согласно сведениям управления промышленности и ИИР Карагандинской области, владельцы завода получили большую поддержку от государства. Им предоставили земельный участок площадью 34 гектара и месторождение кварца. Кроме того, в рамках «Дорожной карты бизнеса – 2020» к предприятию за счет местного бюджета подвели необходимую инфраструктуру на общую сумму 501,3 млн тенге, за счет республиканского – построили электроподстанцию стоимостью 2,9 млрд тенге.
Государство помогло и с финансированием проекта: 24,1 млрд тенге, или 66% от общей суммы, под 8,9% годовых на 11 лет учредителям выдало АО «Банк развития Казахстана» (дочерняя компания АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» – ключевого финансового института правительства РК. – «Курсив»).
«При рассмотрении заявки предприятия были проведены различные стресс-тестирования с моделированием всех наихудших сценариев развития отрасли. При всех самых суровых сценариях стресс-теста производство выдерживает и может обслуживать заем, возвращать кредит государству», – сказал журналистам председатель правления БРК Абай Саркулов.
Работа и налоги
Новый завод производит высокомарочный ферросилиций, который целиком уходит на экспорт. В качестве добавки к стали этот сплав широко используют в строительстве высокоэтажных домов, мостов, туннелей, железных дорог, а также в производстве электрокаров и хирургических инструментов. Основными таргетируемыми рынками для предприятия являются страны Европы и Юго-Восточной Азии, США, Турция, Япония, Южная Корея.
Согласно обзору мирового рынка ферросилиция, размещенному на сайте metallplace.ru, на 9–13 декабря в Европе цена на FeSi (75%) составляла 1000–1050 евро за тонну (курс евро на 13 декабря 2019 года – 427,98 тенге. – «Курсив»), в Малайзии – $1030 за тонну (курс доллара на 13 декабря 2019 года – 384,63 тенге. – «Курсив»), в России – $1000, в США – $1080–1090.
Место для строительства ферросплавного завода было выбрано с учетом близости к сырьевой базе (уголь, кварцит, металлическая стружка и электроэнергия). Кстати, этим обусловлено и расположение рядом с ТЭЦ-3. Благодаря всему этому доля казахстанского содержания при производстве готовой продукции составляет более 94%.
Производственный процесс на предприятии полностью автоматизирован. Все его стадии – от складирования сырья до дробления готовой продукции на разные фракции – сопровождаются командами через специальные компьютерные программы. Кроме того, здесь установлена современная система газоочистки, которая очищает воздух на 99,8%. В этом смысле новый завод полностью отвечает всем параметрам программы Индустрия 4.0.
По заявлениям властей, запуск высокотехнологичного производства придаст импульс экономическому развитию региона. К слову, оно уже обеспечило рабочими местами 350 человек. С увеличением объемов продукции штат планируется расширить. Эффект для экономики ожидается и от налоговых поступлений. Вместе с тем на портале kgd.gov. kz пока не размещена информация об отчислениях компании за 2019 год. В то же время, если верить данному ресурсу, в 2018 она перевела в бюджет 24,25 млн тенге, в 2017 году – 8,82 млн тенге, в 2016-м – 3,2 тыс. тенге.
Инцидент на Тенгизе вылился в масштабную проверку предприятий
Массовая драка в вахтовом поселке Тенгиз обратила внимание государственных органов на имеющуюся социальную напряженность в компаниях, привлекающих иностранную рабочую силу. В результате проверок таких компаний было выявлено более 900 нарушений.
Асылбек Джакиев, официальный представитель НПП РК «Атамекен» по взаимодействию с нефтегазовыми операторами:
«Однозначно события на Тенгизе стали определенным уроком для всех: и для предприятий, и для государственных органов. После этого конфликта, я думаю, многие компании поняли, что с такими вопросами нельзя шутить. Свою позицию мы обозначили: сейчас невозможно полностью заменить всех иностранных специалистов, но привлекать извне рабочую силу третьей и четвертой категорий неправильно. В этом плане очень показателен пример акимата ЗКО, где волевым решением объявлен запрет на ввоз рабочих этих категорий с целью обучения казахстанских специалистов. Сейчас, по прошествии времени, видно, что такие крупные компании, как ТШО и НКОК, а также их подрядные организации заинтересованы в обучении местных кадров. Компания CCEP, в которой летом произошел трудовой конфликт, например, обратилась за помощью в поиске тренингового центра для обучения нужных им специалистов. То есть компании готовы к решению этого вопроса.
Другой момент: обучение казахстанских специалистов не должно полностью ложиться на плечи недропользователей, государство также обязано решать эту проблему. Сегодняшнее положение дел таково, что как высшее, так и профтехобразование вызывает массу нареканий, а выпускники учебных заведений не отвечают требованиям и стандартам международного уровня. Вместе с тем могу сказать, что сейчас масса отличных казахстанских инженеров работают по всему миру. Это результат работы наших иностранных компаний. Такого же результата мы можем достичь и с рабочими специальностями».
Вагончик тронется
С начала 2019 года петропавловское АО «ЗИКСТО» и находящаяся в его доверительном управлении «Казахстанская вагоностроительная компания» из Экибастуза приостановили свою деятельность. Когда заводы заработают на полную мощность, неизвестно.
В мае 2019 года в АО «ЗИКСТО» разразился скандал. Сотни работников предприятия несколько месяцев не получали ни зарплату, ни ответов о дальнейших перспективах компании. Люди вышли на стихийный митинг. Успокаивать заводчан пришлось не только руководству «ЗИКСТО», но и сотрудникам прокуратуры. В конце месяца задолженность по заработной плате, которая в целом составила 95 млн тенге, была погашена. Представители предприятия пообещали, что летом работа будет возобновлена.
Источники «Курсива» отмечают, что с такими проблемами завод раньше не сталкивался. Если и возникали финансовые затруднения, благодаря наличию заказов они быстро преодолевались. Но в 2019 году у вагоностроительной компании не стало денег даже на оплату коммунальных услуг. На момент майского митинга «ЗИКСТО» уже месяц был отключен от электроснабжения. Долг перед энергетиками на тот момент составил 40 млн тенге.
Меняться в худшую сторону ситуация начала в 2018 году, когда предприятие не смогло выполнять заказы из-за отсутствия крупного литья. В Казахстане его не производят, а поставки из РФ прекратились. Северный сосед Казахстана перестроил свою экспортную политику, ориентировав производство комплектующих в большей мере на внутренний рынок. Главным поставщиком крупного литья для казахстанских вагоностроителей ранее было АО «ПО «Бежицкая сталь», входящее в состав крупной российской компании «Трансмашхолдинг».
Кстати, осенью текущего года именно это производственное объединение, в управлении которого находятся около 20 машиностроительных заводов, в том числе и казахстанских, стало новым владельцем «ЗИКСТО». Планы российского инвестора и подробности сделки пока не разглашаются. Аналитики инвестхолдинга «Финам» (Россия) не смогли дать оценку данному приобретению «Трансмашхолдинга». Они пояснили, что назвать возможную сумму сделки не могут из-за того, что в последние несколько лет «ЗИКСТО» работал с перебоями. К тому же предприятие не раскрывает операционные результаты. «Более того, не исключено, что сделка могла пройти в неденежной форме, то есть предприятие могло быть передано в обмен на инвестиции и погашение долгов», – предположил в своем ответе на официальный запрос «Курсива» ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Барканов.
Специалист считает, что для «Трансмашхолдинга» приобретение данного актива означает расширение международной экспансии и укрепление позиций на рынке СНГ. Эксперт пояснил, что стимулировать возобновление производства на «ЗИКСТО» новый владелец будет. Какими конкретно станут эти шаги, покажет время. Скорее всего, здесь организуют выпуск самой востребованной продукции на существующих мощностях, предположил Дмитрий Барканов. В дальнейшем можно ждать модернизации и расширения.
Не так давно стало известно, что в ноябре текущего года часть сотрудников на завод вернули. По словам акима СКО Кумара Аксакалова, штрафы и пени в размере 2 млрд тенге с компании списали.
Уже в январе 2020 года «ЗИКСТО» должен получить новый заказ от КТЖ на изготовление грузовых вагонов. Экибастузское ТОО «КВК» продолжает простаивать. На предприятии «Курсиву» сообщили, что пока удалось погасить долги по зарплате перед сотрудниками.
Игры на имидж
Копилку самых важных событий уходящего года дополнил Восточный Казахстан. В топ от ВКО вошли открытие в Усть-Каменогорске банка МАГАТЭ по хранению низкообогащенного урана и запрет на проведение митингов на тему экологии.
16 октября 2019 года на специальную площадку АО «УМЗ» в Усть-Каменогорске была доставлена первая партия низкообогащенного урана (НОУ). Поставщиком данной партии стала французская компания «Орано-Цикл». В начале декабря в банк поступила вторая и последняя партия груза, «Казатомпром» доставил свои 28 емкостей. В результате в банке МАГАТЭ, как и планировалось, было размещено 90 метрических тонн гексафторида урана.
Напомним, международный проект по созданию банка низкообогащенного урана МАГАТЭ в Казахстане реализован по инициативе первого президента Нурсултана Назарбаева. В 2009 году он заявил о возможности размещения банка на территории РК. Переговоры длились более трех лет. Впервые планы по созданию банка были представлены общественности еще в 2012 году. В 2015 году было подписано соответствующее соглашение между Правительством РК и Международным агентством по атомной энергии, согласно которому финансирование банка будет происходить за счет добровольных взносов таких стран, как США, ОАЭ, Кувейт, Норвегия и другие. Общая сумма – около $150 млн, в основном средства должны были направляться на закуп и оплату транспортировки сырья.
Восточноказахстанцы несколько раз составляли петиции президенту РК с требованием прекратить реализацию данного проекта. Как указано на официальном сайте Министерства иностранных дел РК, «этот резерв НОУ не является радиоактивным отходом, не несет угрозы для населения и окружающей среды.
Разрешено – не значит можно Второе событие, попавшее в топ самых значимых в уходящем году, по важности, может, и уступает первому, но от этого не становится менее злободневным.
Жителям Усть-Каменогорска, для которых проблемы экологии с каждым годом становятся все более актуальными, не дают разрешения на проведение митингов на эту тему.
«На наши официальные обращения в городской акимат нам приходили ответы о том, что проведение митинга невозможно, потому что именно в этот день, в это время и на этом месте запланированы городские мероприятия. Я не поленилась, проехала по всем местам и не увидела ни гуляний, ни акций», – рассказала «Курсиву» член общественного совета, блогер Александра Осипова.
Данная ситуация имела огромный резонанс в соцсетях, люди возмущались не только состоянием экологии, но и отношением городских властей к их позиции.
«На мой взгляд, власть не дает разрешения на проведение митингов, потому что боится выпустить ситуацию из-под контроля», – рассказала «Курсиву» правозащитник Индира Какимова.
Азамат Миндет, Ксения Безкоровайная, Тамара Сухомлинова, Павел Притолюк, Юлия Чернявская