Как казахстанцам платить налоги в новом году
За два года действия нового Налогового кодекса в него внесено около трех тысяч изменений. Какие нормы появились в 2020 году и что они значат для бизнеса в материале «Курсива».
Изменения в Налоговом кодексе можно разделить на популярные и не очень. Например, трехлетнее освобождение от налогов микро- и малого бизнеса, введение правила «предупреждай, прежде чем штрафовать», бесспорно, приветствуются предпринимателями. Отмена патента для розничной торговли и полный ее перевод на контрольно-кассовый учет такого восторга уже не вызывают. Есть изменения, которые можно назвать откровенно непопулярными – так, с 1 января 2020 года работодателю необходимо перечислять в Государственный фонд социального медицинского страхования 1% от зарплаты наемного работника вдобавок к тем 1,5%, которые работодатель перечисляет из своих средств.
Некоторые решения продолжают вызывать дискуссии – речь идет о, например, сокращении срока давности спора по налогам с пяти до трех лет. Бизнес и Налоговый комитет по-разному оценивают сроки внедрения изменений. Налоговый юрист Жангельды Сулейманов уверен, что, следуя букве закона, уже в текущем году доначисление налогов должно быть возможно лишь за три предыдущих года. Марат Султангазиев, председатель Комитета госдоходов МФ РК, разъясняя новую норму, говорит, что в новой редакции Налогового кодекса исковая давность по налоговому обязательству и требованию составляет пять лет.
Действительно, если изучить статью 48 Налогового кодекса, нетрудно заметить, что после редактирования она сохранила обе нормы. Пункт 2 гласит: «Если иное не предусмотрено настоящей статьей, срок исковой давности составляет три года». А в пункте 3 указано:
«Срок исковой давности составляет пять лет с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, для следующих категорий налогоплательщиков: 1) подлежащих налоговому мониторингу в соответствии с настоящим кодексом; 2) осуществляющих деятельность в соответствии с контрактом на недропользование».
Так что бизнес должен быть готов к тому, что трехлетний срок претензии за неправильно выплаченные налоги вступит в силу не раньше 2023 года.
Кого освободили от налогов на три года
Микро- и малый бизнес Казахстана, работающий на основе патента или упрощенной налоговой декларации, освобожден от налога на прибыль и корпоративного подоходного налога сроком на три года. Микробизнес – это индивидуальные предприниматели или юридические лица, нанимающие до 15 человек и имеющие годовой доход до 30 тыс. МРП (примерно 76 млн тенге, или $195 тыс. в год). Малый бизнес – организация, где заняты до 100 человек, с предельным годовым доходом до 300 тыс. МРП (примерно 757 млн тенге, или $1,95 млн в год). Также от уплаты земельного налога освобождены сельхозкооперативы и крестьянские фермерские хозяйства.
Норма коснется интересов 1,2 млн предпринимателей и позволит им ежегодно экономить 180 млрд тенге, прикинул основатель группы компаний «Учет.kz» Максим Барышев. По оценке эксперта, результатами должны стать укрепление бизнеса и улучшение делового климата в стране.
Налоговые каникулы не распространены на компании, работающие согласно общеустановленному налоговому режиму, то есть выплачивающие налоги с чистого дохода, и это ошибка, считает сооснователь и директор Республиканского центра помощи предпринимателям Дмитрий Казанцев. Эксперт говорит, что для снижения налоговой нагрузки эти предприниматели перейдут на упрощенный режим. Также Казанцев называет ошибочным решение не освобождать от налогов малый бизнес, занятый внешнеэкономической деятельностью.
Что эксперты единодушно оценивают положительно, так это отмену фиксированного налога. Его платили владельцы игровых автоматов без выигрыша, игровых клубов (за бильярдный стол, дорожку кегельбана или боулинга, игровой компьютер), проката картинга, а также обменные пункты. Например, фиксированный налог на один компьютер в игровом клубе составлял 9 тыс. тенге в месяц.
Мораторий на проверки – не индульгенция для нарушителей
Вступил в силу трехлетний мораторий на проверки малого и среднего бизнеса. Но это не означает индульгенцию на правонарушения. Существует 11 пунктов, снимающих это ограничение: возникновение угрозы жизни и здоровью людей или окружающей среды, нарушения правопорядка и т. д.
Дмитрий Казанцев фиксирует настрой части предпринимателей, полагающих трехлетний мораторий эквивалентом вседозволенности. Эксперт предупреждает, что игнорирование законных правил ведения бизнеса будет жестко наказываться. Максим Барышев отмечает, что прямые проверки бизнеса как форма работы в принципе уходят из арсенала чиновников. Сейчас проверить чистоплотность ведения бизнеса легко через электронную базу, где фиксируются все действия компаний.
Розничная торговля: без патентов и с кассовой машиной
Розничная торговля всегда была самым «представительным» видом бизнеса из всех регулируемых патентом. Если в целом в Казахстане в 2019 году по патенту работали 239 тыс. предпринимателей, то в торговле из них были заняты 139 тыс.
Патент подразумевает авансовую форму оплаты подоходного налога для фрилансеров рынка, оказывающих услуги p2p. Эта форма ведения дел предполагает, что предприниматель рассчитывает потенциальную прибыль и платит налог заранее, покупая патент, а в конце его действия корректирует налоговую выплату на основе реально полученной прибыли. Однако на практике этого не происходит – вот причина, почему продавцов перевели на упрощенную налоговую отчетность и обязали иметь контрольно-кассовые машины.
Дмитрий Казанцев видит в нововведении только плюсы: по его мнению, заполнить упрощенную декларацию не сложнее, чем оформить патент, а кассовые аппараты наведут порядок на рынках, которые традиционно работают всерую. Три года освобождения от налогов помогут торговле привыкнуть к новым правилам без стрессов. Барышев с утверждением о легкости заполнения упрощенной декларации не согласен и уверен, что предпринимателям придется привлекать бухгалтера, даже если раньше они обходились без него. Что же касается обязательного использования в торговле контрольно-кассовых машин, то эксперт обращает внимание на стоимость ведения бизнеса в Казахстане, которая составляет около 20 тыс. тенге в месяц, это помимо налогов. Основатель группы компаний «Учет.kz» считает, что внедрению дорогостоящих кассовых решений стоило предпочесть развитие инструментов онлайн-оплаты товаров и услуг.
КПН от МСБ – в местный бюджет
Решение о том, что корпоративный подоходный налог МСБ будет уходить в местный бюджет, меняет привычную картину централизованного перераспределения республиканского бюджета. Дмитрий Казанцев отмечает, что нововведение, безусловно, полезно для крупных городов с устойчивым бизнес-климатом. Новая система создаст прямую заинтересованность местной власти в развитии предпринимательства. Максим Барышев предполагает, что новые условия повлекут появление новых инструментов распределения и контроля бюджета.
Полезно заглядывать в свой «Налоговый кошелек»
Министерство финансов РК презентовало приложение «Налоговый кошелек». Это инструмент, который не только вовремя напомнит владельцу о сроке и размере текущих налоговых платежей, но и укажет корректные реквизиты. На балансе «Налогового кошелька» можно держать средства, которые автоматически будут списываться в счет уплаты налогов.
Новый сервис улучшит отношения бизнеса и государства, предполагает Казанцев. По его оценке, только на банковских комиссиях предприниматели смогут сэкономить до 17 млрд тенге.
В течение года в «Налоговом кошельке» должен появиться кэшбэк-сервис, 0,5% от суммы всех уплаченных налогов будет возвращаться обратно в кошелек, и их можно использовать для оплаты налогов. Изначально планировался возврат только с онлайн-платежей, однако теперь разрабатывается способ получения налоговой премии со всех покупок, подтвержденных чеком. По информации Максима Барышева, пилотный запуск налогового кэшбэк-сервиса назначен на лето текущего года.