От чего зависит стоимость авиаперевозок в Казахстане
В Алматы во время «круглого стола» руководителей авиакомпаний стран Центральной Азии и Азербайджана с участием представителей Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и авиационной администрации Казахстана обсуждались вопросы обеспечения безопасности авиаперевозок.
В частности, участники мероприятия согласились с точкой зрения, что предлагаемая IATA с 2003 года программа оценки систем оперативного управления и контроля авиакомпаний (аудит IOSA) позволяет всем авиаперевозчикам обеспечивать высокие стандарты безопасности полетов. В этой связи регулирующим сферу деятельности гражданской авиации государственным органам стран Центральной Азии и Азербайджана было предложено рассматривать аудит IOSA, как «важную программу для повышения уровня безопасности воздушных перевозок».
Bek Air может вернуться
Напомним, в феврале 2016 года авиакомпания Bek Air через судебные органы добилась отказа от выполнения действовавших на тот момент правил Комитета гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию РК об обязательном получении сертификата о прохождении аудита IOSA для осуществления авиаперевозок. После авиационного происшествия в аэропорту Алматы IATA отозвала код обозначения авиакомпании Bek Air из-за несоответствия установленным требованиям ассоциации. Вместе с тем, подчеркнул уже во время пресс-конференции по итогам круглого стола представитель департамента IATA по вопросам безопасности авиаперевозок Виджен Паблуа, Bek Air теоретически может получить новый код обозначения .
«Мы присваиваем авиакомпании двузначный код только при наличии действующего сертификата эксплуатанта. Если авиакомпания захочет из одной страны перейти в другую, то для получения нашего кода ей надо будет получить соответствующий сертификат у авиационных властей страны, в которой она будет работать», — заметил представитель департамента IATA по вопросам безопасности авиаперевозок.
Дороже, чем в Германии
Немало времени в ходе проведения «круглого стола» было уделено и ситуации, которая сложилась в аэропортах Казахстана с поставками авиационного топлива. Выяснилось, что в казахстанских воздушных гаванях отсутствует конкуренция на продажу авиационного керосина. Соответственно аэропорты взымают с авиакомпаний дополнительную плату за доступ к поставщикам авиатоплива, что отражается на стоимости авиаперевозок. В результате наблюдаемой практики, сообщил директор по региональным отношениям IATA Раймондс Грунтис, стоимость авиационного керосина в нефтедобывающем Казахстане выше, чем, например, в Германии.
«Очень важно, чтобы авиакомпании не платили за авиатопливо по придуманным ценам, только потому, что кто-то считает их выгодными для себя. Ценообразование должно быть транспарентным. Мы должны понимать, сколько на самом деле стоит авиатопливо и есть ли альтернативные поставщики. Необходимо, чтобы государство регулировало эти процессы. Авиакомпании не должны сталкиваться с требованиями обязательного приобретения топлива по ценам, у которых нет логического объяснения», — подчеркнул Раймондс Грунтис.
Скандал на ровном месте
Но больше всего нареканий у представителей IATA и авиакомпаний Центральной Азии и Азербайджана вызвала существующая в Казахстане практика продажи данных о пассажирах, представляющих угрозу безопасности авиаперевозок.
Речь идет о рекомендованных Советом Безопасности ООН в 2014 году программах отслеживания поездок людей в контртеррористических целях API и PNR. Где API – позволяет авиакомпаниям обмениваться с национальными органами безопасности предварительно собранной информацией о пассажирах, а PNR – на стадии регистрации перед непосредственным вылетом в режиме онлайн. «Наша позиция – безопасность авиаперевозок является общей проблемой для авиакомпаний и органов национальной безопасности. Авиакомпании всегда предоставляют данные пассажиров по запросам государств. Но национальная безопасность – это, прежде всего, ответственность страны, но не авиакомпаний», — заметил директор по региональным отношениям IATA Раймондс Грунтис.
В свою очередь президент авиакомпании Air Astana Питер Фостер рассказал, что в целом 65 стран мира в настоящий момент последовали рекомендациям ООН, внедрив программы API и PNR. Из них только 8 стран выставляют авиакомпаниям счета за информацию о потенциально опасных пассажирах: 6 стран за использование интерактивной программы PNR и 2 страны за не интерактивную программу API. «Казахстан входит в число двух последних. Размер сбора, который предлагается авиакомпаниям, является самым высоким в мире. При этом счет выставляется авиакомпаниям, но в конечном итоге его оплачивают пассажиры», — подчеркнул Питер Фостер.
И в IATA, и представители авиакомпаний уверены, что вопрос об оплате за использование программ API и PNR не должен стоять в принципе, так как непосредственно относится к сфере национальной безопасности. Соответственно и их повсеместным внедрением должны заниматься ответственные государственные структуры, а не частные лица на основе государственно-частного партнерства.