Прошедший год стал для отечественного кинематографа весьма интересным. Специалисты по прокату и маркетологи говорят о явно новых трендах, которые 2019 год задал. Несмотря на то, что по-прежнему огромным спросом пользуются комедии, безумная гонка за «хохотушками», похоже, заканчивается. Во всяком случае «рублем» наш зритель голосует уже за признанных мастеров в этом жанре, а на новичков в смешном жанре уже поглядывают с основательным подозрением.
Вообще, та ситуация, которую казахстанский кинематограф переживал в 2018-2019 годах можно назвать кризисом перепроизводства. На протяжении почти всех 2010-х годов количество снимаемых и выпускаемых на киноэкраны отечественных фильмов неуклонно росло. Этому не мешали ни кризисы, ни девальвации – последнее разве что повлияло на систему расчетов – теперь в долларах считают крайне редко.
Все расценки внутри киношного рынка сегодня измеряются в национальной валюте. И за последние лет пять у многих сложилась идеальная картина кассового казахстанского кинофильма, который непременно принесет богатый «урожай» с проката и славу своим создателям. Тем паче, что именно на незамысловатых комедиях сделали себе имена сегодня крупнейшие игроки на отечественном кинорынке: Нуртас Адамбай, Нурлан Коянбаев, Куралай Анарбекова, чуть скромнее – Асель Садвакасова.
Их успешная судьба считалась едва ли не эталонной. Казалось бы, что может быть проще – снять простенькую комедию на свадебно-тойскую тему или про противостояние аула и города и вуаля – успех гарантирован! Так вот последние два года показали, что это совершенно не так. В результате комедий на казахстанском киноэкране оказалось столько, что произошла определенная «интоксикация» подобного рода продуктом. Специалисты полагают, что причиной тому – принятие закона о кино и Национального Центра Поддержки Кинематографии.
«И хотя свою работу центр начал только в конце прошлого года, многие решили загодя «выстрелить» успешными проектами и заявиться на первых питчингах Центра уже состоявшимися кинематографистами, за плечами которых один-два (в идеале успешных) кинопроекта, – рассказывает продюсер и маркетолог Анна Дармодехина. – Производилось многое, не все дошло до проката, да и большинство того, что дошло нельзя назвать шедеврами кинематографа. Успех в деле кинопроката никогда нельзя точно спланировать, это всегда путь проб и ошибок».
Особенно часто, по словам госпожи Дармодехиной, это проявляется на примере так называемых сиквелов успешных кинопроектов – «Брат или брак» и «Келинка тоже человек». Успехи вторых частей этих фильмов, хотя и принесли «кассу», но явно рассчитывались их создателями как потенциально более успешные.
«Сегодня на маркетинг, рекламу и раскрутку фильма в бюджет закладывается от 10 до 20 миллионов. И здесь также нет «панацеи». Большинство предпочитает класть яйца в разные корзины – конечно «Инстаграм» и другиие соцсети, где обитает «ядреная аудитория» кинофильмов. Я бы не сбрасывала и телевизор – в провинции его смотрит огромное количество людей. И судя по недавним пиар-компаниям, люди в соцсети выкладывали скрины из телевизора. К слову, это и не так затратно – чаще всего о поддержке телеканалом договариваются на условиях «бартера» — пиар и реклама в обмен на право первого показа», — уточняет она.
Самый успешный из последних новинок с коммерческой точки зрения кинопроект – «Бизнес по-казахски в Корее». Недавно создатели заявили, что их сборы с их фильма собрали 1,1 млрд тенге, обогнав даже «Мстителей». Более полумиллиарда тенге собрал Нуртас Адамбай со своим «Акимом», подтвердив тем самым репутацию кассово-успешного режиссера и продюсера и зафиксировав тем самым спрос на умеренную, но вполне беззубую критику власти. Средний бюджет стандартной комедии или мелодрамы сегодня варьируется от 60 до 100 млн тенге, посему говоря об окупаемости нужно плясать от этой цифры.
Собравшая 480 млн «Томирис» Акана Сатаева говорит об интересе публики к историко-патриотической тематике, хотя о кассовых сборах на таких сложнопостановочных проектах говорить не приходится. Аналогичная ситуация и с военной драмой «Казбат». Публика такие фильмы видеть хочет, но без поддержки государства или крупных меценатов тут не обойтись.
«Оснований говорить о том, что публика устала от комедий, нет, – считает Анна Дармодехина. – Однако сегодня публика трижды пораскинет мозгами на чей фильм пойти. Если уж и посмеяться над отечественными реалиями, то только в исполнении тех, кто не раз подтверждал свой успех. Поэтому снова на первый план выходят те же самые Нуртас и Нурлан, которые не раз выдерживали схватки в самых жестких прокатных схватках и с российскими производителями и с «Голливудом». Новички, пытающиеся, повторить успех редко добиваются результата. Но вот что стало действительно открытием 2019 года – это успех франшизы «Каникулы оффлайн». Это говорит о том, что потихоньку просыпается интерес к семейному и детскому кино. Причем еще 3-4 года назад детские фильмы считались гиблым жанром».
Новые жанры кинематографисты осваивают, но с осторожностью. Что называется, «щупая водичку ногами», ибо и режиссеры и продюсеры – живые люди и хотят снимать не только то, что требует публика, но и что хочется им самим. Пока же отечественное киноменю – как минимум до лета 2020 года будет предлагать зрителям снова посмеятся. Ибо на почти десяток кинокомедий заготовлено лишь два криминальных фильма – авторская драма «Черный-черный человек» и боевик «Ага».