На фоне правительственных расследований и растущего недовольства общественности топ-руководители Microsoft, Apple, Google и Facebook публично призывают к принятию новых законов.
«Регулируйте нас» – с таким необычным призывом к властям во всем мире выступают топ-руководители крупных технологических компаний, хотя прежде технологическая отрасль противилась государственному вмешательству.
Техногиганты столкнулись с антимонопольными расследованиями и растущей критикой в области конфиденциальности, шифрования, искусственного интеллекта и мониторинга контента, так что руководители этих компаний, включая Alphabet, Microsoft, Facebook и Apple, теперь призывают к принятию новых законов по ряду вопросов. При этом некоторые из них раньше добивались ограничения деятельности органов, регулирующих их бизнес.
Стремление лидеров отрасли присоединиться к обсуждению регуляторной политики было очевидно во время последнего Всемирного экономического форума в швейцарском Давосе. Частично оно мотивировано неизбежностью новой волны регулирования. Руководители технокомпаний хотят направить итоги обсуждений в нужное русло настолько, насколько возможно, кроме того, многие из них также опасаются возможной путаницы из-за разномастных законов по всему миру.
Ранее в этом месяце генеральный исполнительный директор Microsoft Сатья Наделла заявил, что в демократической системе нежелательно влияние топ-менеджеров технологической отрасли на значимые вопросы государственной политики вроде наилучшего подхода к шифрованию.
«Такого рода проблемы нуждаются в законодательных решениях, а не в том, чтобы отдельным руководителям отдельных компаний приходилось предлагать свое решение масштабной проблемы всего общества», – заявил Наделла.
Заявление Наделлы – реакция на недавний конфликт между Министерством юстиции США и Apple, который возник из-за подхода корпорации к требованию разблокировать iPhone пилота-стажера из Саудовской Аравии, который предположительно застрелил троих людей на военно-морской базе во Флориде.
После того как власти не смогли разблокировать телефоны, генеральный прокурор Уильям Барр повторно озвучил правительственные требования, чтобы компания создала программное решение (так называемый бэкдор) для обеспечения доступа правоохранительных органов к устройствам в определенных случаях, например связанных с терроризмом. Apple заявила, что выполнила требования по извлечению данных из телефонов, но отказалась создать бэкдор. В компании предостерегли, что такую лазейку смогут использовать злоумышленники.
Наделла и другие лидеры отрасли публично поддержали Apple в этом вопросе, хотя и предположили, что необходимы законодательные решения.
Глава Apple Тим Кук призвал принять федеральный закон, расширяющий права потребителей на их данные, а глава Facebook Марк Цукерберг заявил, что регуляторы по всему миру должны установить более четкие нормы для онлайн-контента, честных выборов, конфиденциальности и переносимости данных. Он также призвал к принятию федеральных законов о конфиденциальности.
Принимая во внимания регуляторные конфликты в США, Европе и не только, главы технологических компаний на прошлой неделе в Давосе подчеркнули необходимость сотрудничества в области регуляции.
«У меня нет никаких сомнений в том, что искусственный интеллект нуждается в регулятивном контроле, – заявил гендиректор Alphabet Сундар Пичаи в речи о регуляторной политике. – Вопрос в том, как найти оптимальный подход».
Растущее влияние крупных технологических компаний вызывает пристальное внимание и активные действия властей во многих штатах США, в Европе и Индии. Президент Дональд Трамп и некоторые кандидаты в президенты от Демократической партии США раскритиковали деятельность этих компаний.
Риски и ставки в этом году обозначились более четко, поскольку Калифорния вводит новые, знаковые законы для отрасли. Facebook, Google, Microsoft и Amazon.com в последние два года крупно потратились на лоббистов, чтобы оказать влияние на один из законов, который предполагал больше контроля со стороны людей над теми данными о них, которые собирают компании.
Они добились того, чтобы более амбициозные цели активистов – например, предоставление потребителям более широкого права судиться с компаниями из-за использования потребительских данных – не были достигнуты.
Усилия техногигантов в Калифорнии указывают на то, что их истинная реакция на отдельные предложения (будь то стремление заблокировать или смягчить эти предложения) может отличаться от их же публичных призывов к усилению правительственного контроля.
Аналогичную ситуацию можно увидеть во многих отраслях, включая нефтегазовую промышленность и страхование.
Публичные призывы компаний к регулятивному контролю нередко противоречат иным их попыткам повлиять на регуляторную политику. Технологические компании могут быть заинтересованы в принятии регуляторных норм в таких областях, как конфиденциальность и ИИ, еще и для того, чтобы препятствовать появлению потенциально далеко идущих антимонопольных инициатив. Настоящие намерения покажет реакция техногигантов на конкретные законопроекты, говорят аналитики и бывшие топ-менеджеры отрасли.
Выступая в Риме 21 января, вице-президент Facebook по международным делам и связям с общественностью Ник Клегг заявил, что отрасль нуждается в законодательстве, чтобы защитить людей в онлайне. По его словам, технологические компании стремятся сотрудничать с Евросоюзом и правительствами других стран в области конфиденциальности и политических коммуникаций.
«Мы просто платформа» больше не может быть оправданием», – заявил Брет Тейлор, главный операционный директор Salesforce.com, которая продает ПО, помогающее компаниям управлять своими отношениями с клиентами. «Мы должны не только создавать технологии, но и учитывать, как они применяются», – сказал бывший топ-менеджер Google и Facebook в интервью в Давосе.
22 января в Давосе генеральный директор IBM Джинни Рометти представила IBM Policy Lab – инициативу компании по рекомендации новых норм в самых щекотливых вопросах отрасли.
«Правительство при всем желании не может делать это в одиночку, – сказала она. – Первое правило должно быть таким: регулируйте использование технологий, а не сами технологии».