Новости

В Казахстане предлагают пересмотреть принципы внедрения маркировки в ЕАЭС

Россия намерена к 2024 году внедрить е-маркировку всех товаров

Казахстанские предприниматели и производители различной продукции предлагают пересмотреть принципы внедрения обязательной маркировки товаров в Евразийском экономическом союзе, сообщил 20 февраля заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Казахстана Евгений Больгерт.

В феврале 2018 года было подписано Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС, в марте прошлого года оно вступило в силу, недавно в России заявили о планах ввести к 2024 году маркировку по всей промышленной продукции. При этом вся заходящая на российский рынок продукция из других стран также должна быть маркирована и вписываться в эту систему учета.

«С марта 2019 года соглашение (о маркировке) вступило в силу, вариантов нет – оно ратифицировано парламентами пяти стран союза, подписано главами государств. Мы говорим о том, что та модель, которая в нем заложена, она на практике не соответствует интересам бизнеса, она позволяет каждой из пяти стран инициировать введение маркировки. Мы говорим, что сейчас нужно уйти от этого момента, нужно консенсусом или на уровне ЕЭК принимать решение общее о введении маркировки на каждую группу товаров», – сказал Больгерт на круглом столе.

При этом, подчеркнул спикер, Евразийская экономическая комиссия должна принимать во внимание, как маркировка отразится не только на локальном рынке – российском или казахстанском по отдельности, а на взаимной торговле всех пяти стран союза. Больгерт заметил, что сейчас такой оценки по всему рынку ЕАЭС никто не делает. При этом механизм принятия решений, по его мнению, должен выглядеть следующим образом: страна-инициатор введения маркировки по конкретному виду товара предоставляет ЕЭК пакет обоснований и расчетов по своему рынку.

Далее ЕЭК должна рассчитать эффект для общего рынка ЕАЭС и вынести вопрос на рассмотрение коллегии министров. Вопрос должен решаться, по его словам, путем консенсуса.

«Если все поддержали, тогда маркировка на конкретный товар вводится во всех пяти странах, если нет – то тогда рекомендуется стране-инициатору пересмотреть свои позиции и не вводится маркировка. Такое рассмотрение должно идти по каждой товарной группе, иначе никак, потому что (…) уже сейчас есть угроза того, что маркировка может стать барьером для захода в Россию товаров без маркировки как с пространства ЕАЭС, так и из третьих стран», – отметил представитель НПП.

Он напомнил, что в настоящее время не решен вопрос о том, как и кем будет производиться маркировка товаров, которые произведены вне ЕАЭС, в то время, как Казахстан импортозависим по некоторым позициям, и в случае введения нормы об обязательном внедрении маркировки есть риск возникновения на казахстанском рынке дефицита по определенному кругу товарных позиций.  

В свою очередь, представитель Молочного союза Казахстана по южному региону Динмухамед Айсаутов напомнил, что в России с 1 июля 2020 года в перечень обязательных к электронной маркировке групп товаров попадают молочные продукты.

«Соответственно, вводится требование к нанесению на каждую единицу товара цифрового кода, который позволит наблюдать оборот товара, защищает от контрафакта и обеспечить налогообложение. По нашему мнению, заявленные меры достигнуты не будут, в России стоимость одного цифрового кода будет 50 копеек без НДС, стоимость кода в Казахстане пока неизвестна, но она будет небесплатной, и если цифровая маркировка будет у нас внедрена, то товары, естественно, подорожают», – сказал Айсаутов.

По расчетам казахстанских молочников, стоимость оборудования для нанесения штрих-кодов только для одной линии производительностью 6 тыс. пачек молока в час при работе в две смены в течение года составят 780 млн тенге. В связи с чем Молочный союз предлагает вводить электронную маркировку только для предприятий, экспортирующих продукцию в Россию.  

Исполнительный же директор ОЮЛ «Ассоциация прямых продаж Казахстана» Анастасия Калашникова озвучила расходы торговой сферы на дооснащение сканерами для считывания информации с промаркированной продукции: по ее оценке, стоимость сканеров для супермаркетов, магазинов у дома и точек торговли на базарах составит 12 млрд тенге. При этом, по расчетам этой Ассоциации, ежегодно казахстанским потребителям придется доплачивать еще 22 млрд тенге в год за идентификационные знаки по семи позициям товаров: табаку, алкоголю, лекарствам, молоку, сокам и водам, парфюмерии и косметики, а также обуви.

«И маркировка в любом случае не достигает поставленных перед ней целей, они не обелят рынок, потому что у нас под боком рынки Узбекистана и Китая, откуда обходными путями можно завезти товар. Зато увеличат стоимость регионального товара, а бизнес переложит свои расходы в этой части на нас – и это мы каждый год будем оплачивать», – считает эксперт.