Как Центральная Азия и ЕС искали точки соприкосновения в сфере зеленой экономики
В столице Европы ничто не говорит о текущем времени года. Снег? Его, судя по рассказам местных жителей, в Брюсселе толком не видели с декабря 2017 года. Нынешняя зима бьет все температурные рекорды.
В начале февраля воздух несколько раз прогревался до +10–12 градусов, что в этой части Европы скорее характерно для марта или даже апреля. Дождь и сильный ветер вместо тихо падающих снежинок ныне одинаково беспокоят и рядовых жителей европейских стран, и тем более специалистов, которые уверены: бороться с явно наблюдаемым изменением климата необходимо не только на территории стран Европейского cоюза, но и в общепланетарном масштабе. Особенно тревожит экспертов из Европы ситуация в Центральноазиатском регионе с ее целым клубком проблем.
Европейский взгляд
«Вы не представляете, но последний раз я покупал себе утепленную куртку лет десять назад, – снимая драповое пальто, заметил один из пришедших на заседание рабочей группы ЕС – ЦА экспертов от Европейского союза по вопросам окружающей среды. – Зайдите в любой магазин одежды в Брюсселе – вы не увидите в продаже ни зимних курток, ни обуви на меху. Они фактически не нужны. В отличие от Центральной Азии, где все это является жизненной необходимостью. Это значит, что, несмотря на существующие в ваших странах очень серьезные экологические проблемы, потеряно еще не все».
Решать серьезные экологические проблемы странам Центральной Азии рекомендовали совместными усилиями. О необходимости согласованности действий между странами региона при непосредственном содействии со стороны ЕС заметил в своем выступлении на заседании рабочей группы и специальный представитель Европейского союза в Центральной Азии Петер Буриан.
Фото: Анатолий Иванов-Вайскопф
«Я очень рад, что в Центральной Азии сегодня высоко оценивают сотрудничество с Европейским союзом. Как с центральными органами в Брюсселе, так и с отдельными странами – членами ЕС на двусторонней основе. Это хороший фундамент для дальнейшего развития нашей деятельности. Растет признание того, что национальные подходы к решению очень сложных комплексных вопросов, связанных с водными ресурсами, земельным хозяйством и экологией, нуждаются в коллективных усилиях», – отметил Буриан, добавив, что Европейский союз продолжит оказывать активную поддержку процессу становления регионального сотрудничества.
Отвечая уже непосредственно на вопросы «Курсива», специальный представитель ЕС в Центральной Азии заметил, что в оказываемой Брюсселем поддержке стран региона искать политическую мотивацию не стоит. По словам Буриана, в основе сотрудничества между ЕС и ЦА лежит помощь странам региона в развитии зеленой экономики.
«Вопросы по зеленой экономике станут основным приоритетом на предстоящем в июле этого года первом экономическом форуме Европейский союз – Центральная Азия, который состоится в Кыргызстане. Во время его проведения мы будем непосредственно рассматривать ситуации, как поддержать сотрудничество в сферах зеленой экономики и зеленых инвестиций. Есть у нас и предложения об эффективном использовании выделяемых средств для решения существующих проблем в региональном и глобальном масштабах», – рассказал о планах Европейского союза Петер Буриан.
По мнению специального представителя ЕС в Центральной Азии, страны региона должны сделать выбор между загрязняющими окружающую среду устаревшими технологиями и технологическим прогрессом в рамках зеленой экономики.
«Мы не хотим оставлять страны Центральной Азии наедине со своими проблемами. Во-первых, мы хотим поделиться своим опытом и передовыми технологиями. Во-вторых, поддержать реформы, которые действительно способствуют более ответственному отношению к окружающей среде. Мы считаем, что население ваших стран имеет право на использование новейших электропоездов, электромобилей, дышать чистым воздухом и употреблять качественную воду», – заметил Петер Буриан, добавив, что использование устаревших технологий в будущем скажется и на здоровье населения, и на экономических показателях центральноазиатских стран.
«Горы» против «пустынь»
Главы делегаций центральноазиатских государств в своих докладах на заседании рабочей группы ЕС – ЦА по окружающей среде и изменению климата особо подчеркивали шаги, которые были предприняты их странами в рамках сотрудничества с ЕС. Правда, регион Центральной Азии они чаще всего рассматривали, основываясь на представлениях о своей стране. В итоге из выступления министра иностранных дел Кыргызстана Чингиза Айдарбекова вышло, что Центральная Азия – это прежде всего горы, которые занимают 80% ее территории.
Соответственно, в рамках сотрудничества с ЕС надо делать упор на сохранение ледников и защиту от возможных наводнений из-за их интенсивного таяния. В свою очередь Туркменистан в лице представителя Министерства иностранных дел Махтымкули Акмырадова предложил через массовую высадку деревьев усилить борьбу с опустыниванием. Так как в официальном Ашгабаде считают, что 80% Центральной Азии – это пустыни.
Все эти предложения представители ЕС выслушивали молча, что-то записывая в свои блокноты и даже не пытаясь вступать в какую-либо полемику. Более-менее оживились они лишь после прозвучавшей реплики от главы таджикской делегации. Дело в том, что заместитель директора Агентства по гидрометеорологии Таджикистана Махмад Сафаров предложил Европейскому союзу, во-первых, подумать о передаче современных зеленых технологий на безвозмездной основе, а не за деньги, а во-вторых, хоть как-то обуздать европейских автопроизводителей, которые стали выпускать автомобили с небольшим сроком эксплуатации.
«Посмотрите на машины, выпущенные в 80–90-х годах. Их до сих пор можно встретить на дорогах. А новые машины очень быстро выходят из строя. Три года – и уже на металлолом, на свалку! О какой экологии можно говорить?!» – заметил глава таджикской делегации.
Дополнительные вопросы
Претензии к ЕС есть и у Узбекистана. В беседе с «Курсивом» глава делегации этой страны Толеген Абдулгазиев, занимающий пост начальника управления по координации и мониторингу за загрязнением окружающей среды, заметил, что Республику Узбекистан несколько настораживает некоторая непрозрачность использования средств европейской программы сотрудничества.
«Этот проект находится уже в третьей фазе. Мы удовлетворены, что наконец-то он приобретает осязаемые формы. Приобретает для Узбекистана какую-то некоторую практическую значимость. Некоторую. У нас все равно есть вопросы к проекту, в том плане, что, несмотря на то, что он европейский, является недостаточно прозрачным в расходовании средств. Наш вопрос прост: на что тратятся деньги?! Если они тратятся на Казахстан, покажите, на что. Если на Узбекистан, покажите, на что именно. Почему мы об этом говорим? Да потому, что Европейский союз говорит: вот мы выделяем 3 миллиона евро. Хорошо! Но даже если посмотреть план на 2020 год, совсем непонятно, куда пойдет основная часть денег», – отметил Толеген Абдулгазиев.
У казахстанской стороны никаких претензий к программе сотрудничества с ЕС нет. Глава делегации Казахстана Олжас Агабеков, возглавляющий департамент климатической политики и зеленых технологий при Министерстве экологии РК, сообщил:
«Все вопросы и все задачи, которые мы хотели отразить в рамках действующего проекта, были рассмотрены. Самое главное – это теперь их реализовать. На мой взгляд, страны Центральной Азии должны действовать сообща. И прежде чем проявлять какие-то инициативы, предлагая их Европейскому союзу, они должны проводить какую-то свою домашнюю работу, договориться между собой. Тем более что вопросы, которые поднимаются в рамках сотрудничества с Европейским союзом, безусловно, являются очень актуальными», – дипломатично заметил Агабеков.
Все тот же эксперт в драповом пальто, прощаясь после завершения заседания рабочей группы ЕС – ЦА, высказал «Курсиву» мнение, что в целом встреча в Брюсселе прошла весьма успешно.
«Вроде все высказали, что хотели. А то, что были споры, так это нормально. Помните же: в спорах рождается истина».