Бывший собственник ТОО «Иволга-Холдинг» Василий Розинов, суд над которым проходит в Костанае, выступил с последним словом. В своем выступлении он по большей части повторил тезисы, которые несколькими днями ранее звучали в прениях, однако были и новые утверждения о рейдерском умысле в отношении его бизнеса.
Создатель группы компаний «Иволга» обвиняется в мошенничестве, сутью которого является умышленный невозврат кредита Евразийскому банку развития. По версии обвинения, предприниматель предоставил в залог не обеспеченные зерном расписки. ЕАБР в качестве потерпевшей стороны заявляет об ущербе в размере $52 млн.
Розинов изначально вину не признавал, объясняя проблемы с возвратом большей части кредита, полученного в 2011-2013 годах, экономическими сложностями в компании. Чтобы поправить ситуацию, он в декабре 2017 года передал значительную часть своих казахстанских активов в доверительное управление ТОО «Олжа агро». В суде он не раз упоминал, что управление не дало ожидаемого им эффекта, несколько «иволговских» хозяйств после безуспешной реабилитации подошли к банкротству. В том числе ТОО «Иволга холдинг», которому Евразийский банк развития девять лет назад открыл кредитную линию на $80 млн.
В прениях и последнем слове на завершающемся уголовном процессе Василий Розинов назвал передачу своих хозяйств в управление «большой ошибкой».
«Меня хотят оставить без имущества, – заявил предприниматель в суде, – прокуратура и КНБ провели огромную работу по поиску зерна, которое принадлежало мне… Это было мое зерно, чего его было искать? Пытались найти яхты, зарубежные дворцы, но не нашли… потому что все до копейки было пущено в производство. Если бы «Олжа» выполнила свои обязательства, то этого суда не было бы».
Подсудимый еще раз вернулся к теме, на которой останавливался в прениях: о том, что конфискация его имущества, которого требует гособвинение, а также лишение его свободы оставят гражданские иски ЕАБР фактически без удовлетворения.
«В случае конфискации ЕАБР вообще ничего не получает, но они вообще об этом не заботятся, что очень странно, – сказал подсудимый. – По их разумению, зло просто должно быть наказано. Это свидетельствует о каком-то умысле в ущерб банку. При любом решении уголовного суда не отменяются предыдущие решения гражданских судов о взыскании с меня суммы долга. Как это будет происходить, если меня упрячут за решетку?»
Он считает, что в процессе разбирательства суд убедился, что умысла на мошенничество у него «не было, нет и вряд ли когда-то он мог быть».
«Я не так воспитан, – подчеркнул Василий Розинов. – Более того, есть законные основания, подтверждения, что причиной неисполнения до конца обязательств перед ЕАБР были форс-мажорные обстоятельства: непогода, девальвация, злой умысел рейдеров. Нет никакой логики в том, что меня судят повторно – сначала по гражданским искам, затем в уголовном порядке. И если сейчас по таким гражданским искам начнут сажать, то у нас полстраны надо посадить на сегодняшний день. Я разговаривал об этом с мажилисменами. Они говорят, в принципе, полстраны за такие деяния можно сажать… А остальные просто не будут брать кредиты».
Ранее в прениях подсудимый заявлял, что уголовное дело в отношении него сфабриковано, он подозревает, что возбуждено «по просьбе некоторых людей».
«Не было у меня никакой корысти. Я за всю жизнь ни у кого ни одной копейки не украл… В схему злого умысла не укладывается личная моя гарантия, данная банку,– говорил Розинов, – надо быть безумцем, чтобы умышленно все это делать… По этой гарантии меня всю жизнь можно преследовать. Тогда уж надо было вообще сбежать».
Конкретных имен заказчиков и рейдеров предприниматель не назвал. Попросил суд вынести справедливый приговор, без «давления свыше».
Судебное следствие в отношении основателя группы компаний «Иволга» было начато 17 сентября 2019 года. Ему было предъявлено обвинение по ч. 4 п. «б» ст. 177 УК РК («Мошенничество в особо крупном размере»). Санкции, предусмотренные данной статьей, – от 5 до 10 лет лишения свободы конфискацией имущества.
«Иволга-Холдинг», многоотраслевая группа компаний, основана в 1992 году. В основном деятельность группы была сосредоточена на растениеводстве, животноводстве, производстве сахара, семеноводстве, переработке и хранении зерна. К 2014 году компания, в портфеле которой были активы в Казахстане и России, стала крупнейшим агрохолдингом в мире. Её земельный фонд оценивался в 1,5 млн гектаров. Также в структуры компании входили медиаактивы, сеть автозаправочных станций «Иволга», различные строительные предприятия и т.д. Компания упразднена в 2018 году.