Государственные фонды прямых инвестиций могли бы предоставлять основной капитал крупным агропроизводителям, а нацхолдинги и банки – предоставлять им совместные кредиты. Об этом на парламентских слушаниях в сенате парламента РК на тему «Развитие агропромышленного комплекса РК» 28 февраля заявила председатель совета Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова.
«В отдельных случаях для крупных (сельхоз-) производителей целесообразно организовывать проектное финансирование, при котором компания производитель получает капитал, не заемный, (а) основной капитал от государственных фондов прямых инвестиций и совместные кредиты от холдингов «КазАгро», возможно, «Байтерека» и коммерческих банков. Такая структура позволит эффективно разделить инвестиционные риски, повысить финансовую устойчивость компаний и в конечном итоге снизить стоимость кредита», — сказала она.
По ее мнению, для снижения рисков важным решением является развитие инструментов страхования в сельском хозяйстве. С учетом накопившихся к настоящему времени проблем с залоговым обеспечением таких кредитов, считает Бахмутова, необходимо разработать конкретные механизмы возврата проблемных активов в экономический оборот. Такие инструменты позволят распределить риски финансовых институтов по своевременному возврату кредитных средств заемщиками и вовлечь банки и микрофинансовые организации в кредитование сельскохозяйственной отрасли.
«С учетом неизбежных рисков отрасли невозможно ее дальнейшее развитие без широкого внедрения страхования. Учитывая последние законодательные изменения, отменившие обязательное страхование в растениеводстве и обозначившие переход на добровольное страхование и субсидирование, страховые компании готовы разработать и предложить различные страховые продукты, в том числе индексное и комплексное страхование. Для чего необходимо получение подробных требований и соответствие статистической информации», — сказала Бахмутова.
Проводимая государством политика по поддержке сельхозотрасли посредством инвестиционных и товарных субсидий, по ее мнению, является своевременной и необходимой. Но для большего эффекта субсидий и их учета банками при оценке и одобрении кредитов необходимо, чтобы информация по объему субсидий, предусмотренных в бюджете местных исполнительных органов, и динамика их освоения была открыта и доступна как для предприятий, так и для банков. Тем более, цифровизация дает такую возможность.
Бахмутова отметила, что аграрные компании должны иметь возможность прогнозировать срок и объем получения товарных инвестиционных субсидий, так как субсидии существенно влияют на финансовую модель предприятия и перспективу получения новых кредитов. Вместе с тем, для повышения ответственности бизнеса получение субсидий должно сопровождаться встречными обязательствами и мониторингом по выполнению их целевых обязательств.
Она напомнила, что нередко находящиеся в залоге права землепользования, в том числе земли сельхозназначения, не используются в соответствие с целевым назначением такого земельного участка. Наиболее распространенной причиной этого является несостоятельность компании и невозможность продолжения сельскохозяйственного бизнеса.
«В этом случае наиболее действенным методом является поиск потенциальных инвесторов. Для поддержки таких инвесторов необходима эффективная процедура передачи права землепользования и возврат земель в экономический оборот. Государственная поддержка выкупа залогового обеспечения по неработающим кредитам, в особенности переданным в «Фонд проблемных кредитов», существенно ускорит восстановление кредитования отрасли и появление новых успешных предприятий», — сказала Бахмутова.
Все эти предложения обсуждаются в специальной рабочей группе с участием представителей министерства сельского хозяйства, АО «НУХ «КазАгро», банков второго уровня и страховых компаний.
«Мы ожидаем, что по результатам таких обсуждений будут выработаны конкретные механизмы, которые позволят сделать определенную перезагрузку финансирования для сельского хозяйства», — резюмировала Бахмутова.