В декабре 2019 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев распорядился внедрить уведомительный принцип организации митингов. Министерство информации и общественного развития РК (МИОР), в свою очередь, разработало проект закона «О мирных собраниях». Какие вопросы нацелен решить новый закон о мирных собраниях в РК, как будут определяться формы мирных собраний и где их можно проводить, выяснил корреспондент Kursiv.kz.
Изменить закон о митингах поручил президент Казахстана на втором заседании Национального совета общественного доверия.
«Следует приступить к внедрению уведомительного принципа организации митингов, что соответствует нашей Конституции. Митинги допустимы, если они не нарушают закон, общественный порядок и не мешают покою граждан. Это моя принципиальная позиция, и мы будем ее закреплять законодательно», — отмечал ранее глава государства.
В начале февраля министр информации и общественного развития Казахстана Даурен Абаев сообщил о вынесении на публичное обсуждение проекта закона «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан» на сайте «Открытого правительства». Так, старый закон о мирных собраниях 1995 года будет утрачен с принятием нового.
На основе полученных предложений и ведущих международных практик Даурен Абаев отметил целый ряд нововведений. Так, в течение 10 дней (со дня вынесения нового закона о мирных собраниях на обсуждение – прим. Kursiv.kz) все желающие смогли ознакомиться с содержанием новой концепции законопроекта, а также оставить свои замечания на открытых НПА.
В данной работе приняли участие представители неправительственного сектора, представители СМИ и гражданские активисты.
На встрече министра информации и общественного развития РК с гражданскими активистами (17 февраля 2020 года – прим. Kursiv.kz) общественник из Алматы Болат Жуматаев предложил проводить митинги в стране с помощью социальных сетей – в режиме онлайн, аргументировав свое предложение тем, что в современном обществе соцсети играют большую роль, и в Интернете все смогут выразить свое мнение.
«В социальных сетях можно проводить онлайн-митинги, онлайн-опросы, которые имели бы последствия для выполнения госорганами, то есть не доводить людей до выхода на площадь. В принципе, все в интернете могут высказать свое мнение через онлайн-митинги», – предложил ранее Болат Жуматаев.
Даурен Абаев поддержал предложение и назвал идею блестящей.
«Логичное предложение. Мы можем это рассмотреть. Но онлайн-митинги, опросы делаются в рамках концепции слышащего государства. Если будет все в онлайне, то почему бы и нет, главное, чтобы это было услышано и была какая-то реакция», – ответил на идею активиста Даурен Абаев.
Какие поправки предложила общественность и что вошло в законопроект?
Проект закона о мирных собраниях в первой редакции подготовил директор Международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис.
Общественный совет Алматы направил документ в столицу, а через некоторое время оттуда прислали исправленный вариант, сообщал ранее informburo.kz.
Позже советник президента Ерлан Карин заявил, что законопроект готовили не на основе разработки Евгения Жовтиса, это совершенно новый закон.
Однако общественники, которые были довольны предложенным им вариантом, просят вернуть удаленную редакцию.
Например, в проекте общественного совета (ОС) Алматы организаторами митинга не могут быть недееспособные граждане и осужденные, находящиеся в местах лишения свободы, а также юридические лица или неформальная общественная организация, деятельность которых приостановлена или запрещена.
МИОР в своем проекте расширил этот список, добавив, что организаторами протестующего собрания также не могут быть граждане с непогашенной или неснятой судимостью за участие в массовых беспорядках, не зарегистрированные в РК юридические лица и граждане, неоднократно подвергавшиеся административному взысканию за нарушение законодательства о порядке организации и проведения мирных собраний;
Общественный совет предложил проводить митинги в любых открытых публичных местах, но не ближе 100 метров к местам, где проведение мирного собрания запрещается, и выступил против проведения мирных собраний на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры.
В проекте МИОР мирные собрания можно проводить только в специализированных местах.
В проекте общественников нет процедуры получения разрешения на проведение мирного собрания. В проекте МИОР заявление о получении согласования должен подать организатор митинга в письменной форме в акимат в случаях проведения демонстрации, шествия или в случае проведения собрания, митинга с количеством участников 250 и более человек.
Согласование мирного собрания в проекте ОС уведомление о проведении мирного собрания подает организатор в письменной форме в уполномоченный орган не позднее 10 рабочих дней до дня проведения мероприятия. В проекте МИОР уведомление подают в случае проведения собрания, митинга не позднее 15 рабочих дней до дня проведения мирных собраний; в случае проведения пикетирования или проведения собрания, митинга, целью которых является предвыборная агитация или агитация перед республиканским референдумом – не позднее 10 рабочих дней до дня его проведения.
Пикетирование в проекте ОС не требует уведомления. В проекте МИОР, напротив, уведомление требуется.
Напомним, 28 февраля глава республики высказался по поводу митингов, которые проводятся в стране. Он отметил, что мирные собрания граждан должны проходить только при уведомлении властей, в специально отведенных местах и без антиконституционных лозунгов.
«Закон о мирных собраниях должен предусматривать уведомительный характер их проведения. Организаторы обязаны проинформировать власти о планируемом количестве участников для обеспечения их безопасности и общественного порядка», — написал Касым-Жомарт Токаев в своем Twitter-аккаунте, добавив, что «мирные собрания должны проводиться в отведенных места, а антиконституционные лозунги недопустимы».
Итак, проект закона о мирных собраниях 7 февраля был опубликован на сайте «Открытые НПА». Публичное обсуждение законопроекта длилось до 21 февраля. Казахстанцы оставили 23 комментария к нему. Есть как положительные отзывы, так и отрицательные. Основная масса просит доработки документа.
Об этом главу МИОР Даурена Абаева просили и на встрече с общественностью в Алматы. Гражданские активисты назвали спорным моментом ограничения по количеству участников мирных собраний.
Предложение №1: прекратить митинг, если пришло больше человек, чем было заявлено
«Написано: нужно прекратить мирное собрание, если количество участников будет превышать то количество, которое указано в заявлении. Вы пробовали когда-нибудь на мирном собрании считать участников? Второй момент: полицейских или так называемых товарищей в штатском будем включать. Но иногда их больше, чем самих участников», – выступил директор Международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис.
Его замечание поддержали представители общественного совета Алматы. По словам члена общественного совета Алматы Бекнура Кисикова, на митингах очень сложно посчитать людей, ведь к митингам могут присоединиться прохожие. Поэтому посчитать каждого невозможно.
На эти замечания Даурен Абаев ответил, что технически посчитать количество участников несложно. Но раз есть замечания от общественности, глава МИОР обещал подумать над этим.
Предложение №2: места для проведения митингов – не на окраине города
В действующем законе о мирных собраниях и предложенной редакции для проведения мирных собраний предлагают отводить специализированные места. Их выбирали акиматы совместно с маслихатами. Как правило, на окраинах. Теперь разрешено митинговать и в центре города.
17 января маслихат Алматы утвердил вторым местом для проведения мирных собраний парк имени Махатмы Ганди. Раньше их можно было проводить только в сквере за кинотеатром «Сары-Арка». Парк географически находится в центре города. Но фактически далеко от делового центра мегаполиса, в спальном районе.
На общественном собрании Алматы Даурен Абаев отметил, что место проведения – это принципиальная позиция власти, есть политическое решение.
«Главное, не на окраинах населенного пункта, чтобы была транспортная доступность, инфраструктура. Это вопрос безопасности. Маслихаты совместно с акиматами будут определять место проведения митинга. Если укажут на окраину, мы будем вмешиваться», – заверил Даурен Абаев.
Но что тогда делать участникам пикета, которые хотят выразить свою позицию возле госоргана, с решением которого они не согласны?
Евгений Жовтис напомнил, что обычно люди выходят на центральные площади, чтобы привлечь внимание.
«Принципиально именно там – в пределах видимости и слышимости аудитории. Как только мы говорим о специализированных местах, мы противоречим международным соглашениям», – отметил общественник.
Предложение №3: митинги по уведомлению
В законопроекте эксперты отметили важный плюс: если акимат не отвечает в установленные сроки на заявку о проведении мирного собрания, то митинг считается согласованным по умолчанию.
Участники слушаний попросили пересмотреть сроки подачи уведомления о проведении мирных собраний. В проекте закона прописано, что нужно уведомлять за 15 рабочих дней. Алматинцы предлагают сократить срок до 7-10 календарных дней.
Общественники напомнили, что бывают и спонтанные митинги. Например, произошло событие, и люди хотят высказать свое мнение. В таком случае отправить уведомление и ждать 15 рабочих дней не получится – эффект спонтанности пропадает.
Предложение №4: запрет на ношение предметов, закрывающих лицо
Много вопросов вызвало требование в проекте нового закона к внешнему виду митингующих. Запрещено носить предметы, закрывающие лицо. Но на митинг может прийти верующий в платке или болеющий в медицинской маске.
Даурен Абаев ответил, что очки носить можно, а по остальным предметам пообещал внести ясность.
Предложение №5: журналисты должны предоставлять запись митингов
В проекте закона целая глава посвящена тому, как должны вести себя работники СМИ.
Например, в пункте пятом (новой концепции от МИОР) отмечается, что по требованию государственных органов или других должностных лиц предоставлять фотосъемку и видеозапись мирных собраний.
Даурен Абаев уточнил и этот пункт, отметив, что требовать запись у журналистов будут только в случае совершения преступления для доказательной базы, и потребуется видеозапись или фотосъемка не сразу, а со временем. Формулировку пункта будут корректировать.
Кроме того, согласно проекту МИОР, журналистам также запрещается:
— иметь при себе холодное, огнестрельное или иное оружие;
— иметь при себе специально подготовленные приспособленные предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей;
— заниматься распространением или употреблением алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ;
— находиться в алкогольном, наркотическом или токсикологическом опьянении.
Секретарь общественного совета Алматы Алтынай Кобеева, например, считает, что, помимо прочего, журналистам необходимо носить жилеты.
Даурен Абаев с ней согласился.
«Над этим нужно подумать. Но нам кажется, что эта норма до первого инцидента. Когда произойдет что-то, вы скажете: он был журналистом. А мы не знали, никто не знал», – отметил министр.
Какие еще предложения поступили от общественности?
Общественники отметили, что в законопроекте не раскрыт вопрос финансирования митингов, а также нет норм о полицейских, которые должны следить за порядком на мирных собраниях.
Так, по словам общественника Болата Жуматаева, должна быть взаимосвязь между силовиками и организаторами.
«Например, в толпе есть провокаторы, и нужно, чтобы по заявке организатора митинга полицейские уводили нарушителей», – предложил он.
«По вашим предложениям и замечаниям: принципы ответственности участников, полицейских – с удовольствием добавим. Жалко, что мы сами не догадались это сделать. По срокам уведомлений, считаю, нет противоречий. Сроки нужно обсуждать», – резюмировал Даурен Абаев.
Обсуждение новой концепции законопроекта пройдет во всех регионах Казахстана. Министерство информации и общественного развития после сбора замечаний еще раз пересмотрит документ. Принять закон должны до выборов в парламент.